Жемчужина Карелии. Город Кондопога.

 

Герус ПУДЫШЕВ : Все мы родом из одной деревни

 | Просмотров: 12 234 |

Все мы родом из одной деревни


Герус ПУДЫШЕВ : Все мы родом из одной деревни


Ремонт души
В учебных заведениях изучаются многие науки: математика, биология, география, история государства, химия, физика и другие. Но самая главная наука —о себе, истории своей семьи, своего рода — остается в стороне.
В последнее время все чаще проявляется интерес к этой самой главной науке. Многие люди обращаются с просьбами: найти историю своего рода, первого поселения.

Как быть с ремонтом души? Кто родители моих родителей, откуда пошел род? Каково происхождение моей деревни, почему она имеет такое название, откуда произошла моя фамилия? Чем знамениты мои предки, чем они занимались, как и чем лечились? Современная генная инженерия подтверждает, что все наши привычки, склонности, наконец, болезни, предрасположение к ним пришли из нашего прошлого.
Чтобы предвидеть свое будущее, нужно знать своё прошлое. Недаром говорят: "Не бросай камень в свое прошлое — будущее выстрелит в тебя из пушки".
Все мы родом из деревни — сначала человек строит себе жилье, затем одного двора становится мало, тесно. Два-три двора — это уже деревня, которая разрастается в поселение. Жители близлежащих поселений уже договариваются между собой — определенные правила, договоры, законы, а это уже государство.
История каждого рода насчитывает столетия и тысячелетия. Собирать материал по крупицам, рассыпанным по столетиям, очень тяжело и не каждый на это решится, не у каждого хватит терпения и настойчивости. В архивах материалов собрано много, но в каком из них написано о твоем роде? Это похоже на поиски иголки в стогу сена, а может, "твоей иголки" в этом "стогу" и нет.
Как оценивается работа по поиску родословной? А пока никак. Пишут: "Заинтересовался вопросами, откуда пошел мой род. Хочется узнать о своей деревне, о ее происхождении. Посмотрите, пожалуйста".
Как будто это просто: зашел, как в библиотеку, посмотрел книгу и рассказал ее содержание собеседнику. Прочитать необходимо тысячи книг, трудность еще и в том, что по Карелии у. крестьян до середины XIX века не было фамилий. Значит, кроме сбора материала, необходимо еще составить родословные деревья и доказать родственные связи. А это поездки в архивы Петрозаводска и Москвы, Санкт-Петербурга и Вологды, Архангельска и Великого Устюга...
На это нужны время, деньги. Пока же просто говорят: "Спасибо за проделанную работу", а иногда и этого не дождешься.

Письмо позвало в дорогу
В августе пришло письмо из Кон-чезера от Нефедовой (Масляко-вой): "Прочитала заметку в "НК" "Большое состоит из малого" про деревни. Мне 70 лет, хочу узнать о своей деревне Пертнаволоке, откуда она и кто ее жители. Диву даешься, вода кругом — без лодки никуца. Интересно, а как жили люди до нас? Мой внук Артем Но-виченок; ученик 8 класса Кончезер-ской школы, заинтересовался историей Пертнаволока".
Это очень здорово, что жители проявляют интерес к истории своей деревни. Знать историю своей малой родины и передать ее своим детям и внукам—наш с вами долг.
Завязалась оживленная переписка. Не часами — днями приходилось работать втосархиве Петрозаводска. Помогли раскрыть многие тайны рода топонимика (происхождение названий мест) и ономастика (происхождение имен и фамилий).
Пертнаволок
В 1858 г. три деревни: Пертнаволок, Тюппега и Корбнаволок соединены в одно общее : д. Пертнаволок. (Ф.4, оп. 18, д. 77/ 755).
Топонимика названий деревень позволяет сделать первые предположения:
а) Корбнаволок — "korkea" — высокий, "korpi" —глушь, "korva" — ухо, сережка. Эта деревня на высоком округлом берегу, т.е. деревня расположена на оконечности полуострова.
б) Тюппега — "tuppi" — ножны, футляр. Словарь Ожегова, М. 1993, с. 582: "Портсигар — порт сигарет, портмоне;— порт монет, портупея — порт тупей (длинные узкие ремешки).; Тюппега — деревня на длинном, узком полуострове в верхней его части.
в) Пертнаволок — "peraton" — беспочвенный, т.е. пустой каменистый берег.


На современной карте отмечена только д. Тюппега, как самая молодая деревня из всех трех, упоминается с XIX в., т.е. ей — 150-200 лет. Пертнаволок куда старше...
На начало XX века в Пертнаволоке живет 31 семья, 127 мужчин и 141 женщина.. Первыми; жителями можно, считать Аристовых, близкими их родственниками являются Тарасовы, Фепоновы и Кириковы, т.е. Фепон и Кирик — дед и внук в нач.. XVIII в.
Нефедовы ведут свой отсчет от Нефеда Богданова и Параскевы Назаровой. Причем Нефедовы записаны в конце списка, это значит, что их причислили, позже всех основных, жителей деревни.
Версий несколько. В конце XVIII в. некоторые зажиточные крестьяне деревень, подались в купцы и мещане в Петрозаводск и Санкт-Петербург, а в начале XIX в. многие вернулись обратно, и их причислили в*конце списка. Настораживает имя Богдан — так часто называли незаконнорожденных детей. А может быть, это "ребенок от шведа"? . •

Гришин — колдун
В своем письме Нефедова (Гришина) пишет следующее:
"Корбнаволок — первый раз слышу. Это, наверное, и есть Пертнаволок. До Кончезера нужно добираться через Мартнаволок, и то надо перейти речку, которая течет в озеро. На ней была мельница - мололи зерно. Есть водопад небольшой — вода падает в озеро с названием "Надежда". И еще есть пещеры, серебряные ямы...
В деревне говорят, что Петр I приезжал в Марциальные Воды с женой Мартой (Екатериной) — отсюда и, названия: Пертнаволок, Мартнаволок, Тюппега же по-карельски — затычка.
В Мартнаволоке говорили только по-карельски, в Пертнаволоке — по-русски. "Швед" —Гришин-Романов — Роман Андреевич Гришин был колдун, делал мебель".

Съезжались три деревни
Дальше внучка Романа Андреевича сообщает вот что:
"Мой сын Сергей, корреспондент одной из петрозаводских газет, рассказывал, что спервоначалу, в 1400 г., в Пертнаволоке было всего 3 двора. Потом московский князь ведал этими землями, приезжал налоги собирать, потом пошли петровские заводы.
Все жили частной жизнью: лошадь, корова, овцы. Растили лен, ткали, пряли, шерсть выделывали. Жили большими семьями: братья, невестки, все своим делом занимались. Умели все: мебель делать, бочки, ушаты, корзины плести, сетки вязать и их же красить корой ольхи. Умели кожи делать, шить сапоги, шубы — все натуральное от природы, не то что теперь — синтетика трещит.
Церковь была, часовня стояла, за ней — танцплощадка. Плясали кадриль, краковяк, русского — съезжались три деревни.на лодочках с песнями, балалайками, частушками. "Косила да косила, да косу к черту бросила; грабелочки под елочку да бегом к миленочку".


Нефед да Дарьи
Название "Тюппега" появилось с 1850 г., как "выселки деревни Пертнаволок". (Ф4, оп.18, д. 61/568). В конце XX в. название "Пертнаволок" исчезает с географической карты. Деревня Корбнаволок свое название в начале XX в. изменила на Мартнаволок. Прошло всего 100 лет, а даже старшее поколение деревни не помнит первого названия — Корбнаволок, которому более 500 лет.
История происхождения фамилии Нефедовых довольно-таки запутанная, но распутать ее удалось.
Остановимся лишь на имени Нефеда, которым Дарья Васильевна Ешакова назвала своего сына. Сама Дарья родилась в 1776 г., в год смерти своих родителей и воспитывалась в семье деда. Когда ей исполнилось 10 лет, умирает дед, .а:через 3 года — бабушка, росла сиротой.
"Нефед" — народная обработка греческого имени Мефодий, которое носил один из создателей славянской письменности. Это довольно-таки редкое имя для здешних мест.
По семейной версии Нефедовых-Гришиных именно Гришины и являются теми "шведами", от которых пошли Нефедовы. Исследуем эту версию. Григорий Трифонов, основатель фамилии Гришиных, в 1791 г. пришел в 15-летнем возрасте в Пертнаволок из Вешкелицы, т.е. с запада, с финско-шведской стороны. В это же время возвратилась и семья Ешаковых из купцов.
Сын Нефед у Дарьи родился в . 1803. г., дочь Агриппина у Григория и Авдотьи Ильиной родилась в 1804 г. Если следовать этой версии, то Григорий женился через год после связи с Дарьей Ешаковой.
У Нефеда Богданова и Прасковьи Назаровой большая семья, 6 детей — сыновья Степан и Федор, дочери Ирина, Марианна, Акулина и Пелагея. Федора забрали в рекруты, продолжил род Степана Нефедова внук Иван Алексеевич, отец Александры Ивановны Нефедовой, автора письма в редакцию.

Соседи Нефедовых
Соседями Нефедовых в Пертнаволоке были Фепоновы, Рязоевы, Вачеевы, Фокины, Намшуковы, Минуковы с Мустиевыми и Власко-вы. Так, Рязоевы ведут свое начало от Антона, 1700 г.р., его внук, Никита Иванович, 1778 r.p. был, наверное, сообразительным и разумным. "Раза" — уменьшительная форма от слова "разумный" (Федо-сюк, с. 154). "Резаный" — раненый в бою, "Резник" — забойщик скота. Двое из этого рода отданы в рекруты: Иван Иванович в 1812 г., Иван Анхимович — в 1796 г., оба могли участвовать в боях с Наполеоном.
Прохоровы ведут свое начало от Прохора Богданова, 1767 г.р., незаконнорожденного Ксенией Михайловой из д. Одинцовской, что рядом с Успенской церковью. У Прохора четверо девочек, а земля передавалась только по мужской линии — выдает старшую Авдотью за Артема Захарова, сына пономаря Захара Емельянова из д. Якуш-ки Алексеева (напротив церкви). Опять неудача — сын Феопонт Артемьевич умирает в младенчестве, а дочь Анну выдают замуж за Николая Никитина из Пертнаволока, который и принимает фамилию и землю Прохоровых. И Николай не подвел — у него семеро детей.
Кто такие" Ешаковы? Они идут от Ефима. Ефим Кондратов и Артем Арестов — двоюродные братья. Кондрат,-Арест и Константин — это три брата, которые жили в д. Пертнаволоке в XVII в., от них и пошли все фамилии в деревне. Есть пред- -положение, что Гришины от Григория Трифонова, родственники Аристовых и Ешаковых. Значит, Григорий и Дарья — это дядя и племянница в четвертом колене, т.е. дальние родственники.

Кончезеро
Озера Пертозеро и Кончезеро находятся рядышком или служат продолжением одно другого. Село Кончезеро состояло в XVII—XVIII веках из 5 поселений-деревень: Кончезеро Западное, Кончезеро Восточное, Кончезеро Северное — Чупа, Кончезеро Южное — Подна-волок и Кончезеро Центральное — Кончезерский завод,
В Чупе проживала большая семья Лучкиных, от Луки Никифорова, 1727 г. р., который является внуком Трифона Никитина (упоминается в нач. XVII в.). Луки двоюродный брат Еремей Васильев имел сыновей Григория и Кондрата (нач. XVIII в.). От Якова Кондратова (1772 г.) пошли Яковлевы, а от внуков Григория Еремеева — Филата и Фофана пошли Филатовы и Фофановы.
В Поднаволоке жили 6 семей: Андреевых—Анхимовых, Тришкиных, Москиных, Стафеевых, Фофановых, Шалаевых.
В Восточном Кончезере насчитывалось 14 семей: Баженовых—Мит-руковых—Пинкоевых, Пугачевых— Кюршиных, Ершовых—Кобылиных, Зайцевых, Курмоевых, Северико-вых, Сташковых, Степановых, Тарасовых, Фомкиных,
Кончезеро Западное состояло из 22 семей: Баженовых—Якушевых, Доруковых—Митруковых-Максимо-вых—Федуловых—Панфиловых— Кюршиных—Антуковых—Колпаковых, Ершовых—Рязоевых—Титковых, Ишанькиных, Кувшиновых, Мосеевых, Пинетаевых, Софонтьевых.Тимуковых, Юшковых, Яриных, Ореховых.

Материал по родословным собран большой. Кто из родственников упомянутых в статье фамилий заинтересуется подробностями расшифровки своей родословной, могут обращаться. Исследование продолжается.

Г. ПУДЫШЕВ.
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.
 

 


 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Другие новости по теме

 


Комментарии (0)