Жемчужина Карелии. Город Кондопога.

 

Дед: КОНДОПОЖСКИЙ ЦБК

 | Просмотров: 10 819 |

Кондопожский ЦБК
часть 1. Послевоенная


Кондопожский ЦБК… Сам городок в послевоенное время представлял скорее рабочий посёлок с оставшимися кирпичными домами в центре. Их потом назвали «сталинградский», «ленинградский»… Это по М.Горького.

Корпуса ЦБК остались, и здание ГЭС осталось. Финны даже классы для учёбы финского населения открывали во время оккупации («благодетели»). Все помещения будущих и работавших до войны цехов-подразделений были завалены … брёвнами - дровами «метровками» под самый потолок(!).
В оккупацию людей заставляли заполнять этим лесом всё пространство до потолка вручную, а после войны надо было всё убирать опять вручную, чтобы попасть в бумзалы. Людей было мало, работать было опасно, и работа эта шла очень долго. Возили на санях(зимой) и таскали руками(летом). В основном была берёза.

Молодёжь 40-х годов, которой в 70-е было лет 40-45 работала, конечно не по 8 часов. Потребность в бумаге и темпы восстановления находились в обратной пропорции. А в государстве ещё какое-то время действовали законы военного времени…
Специалистов не хватало – понятно: война, но и просто рабочих рук было недостаточно. Не только в Кондопоге, конечно. Для организации простых условий для жизни нормального человека не было ресурсов, а что говорить о создании условий для привлечения квалифицированных кадров в добровольном порядке?... Самое главное – жильё… А времени не было. Где-то в ЦК принимается бумага, по которой властям и судам предписывалось за любые нарушения законов квалифицированными специалистами или хорошими организаторами «давать» им по суду максимальные сроки (не менее 10-15 лет) и …отправлять на стройки народного хозяйства для скорейшего восстановления промышленного производства. В этом случае квартир им не надо, семью их обеспечивать не надо, семейные заботы их «не отвлекают», а после восстановления… : поживём – увидим. Для работы создавать им максимально возможные для «зон» льготные условия… Ну а отказ или «саботаж» - понятно к чему вели. Эти «откровения» мне рассказывали люди, которые попали лет на 16 в такие условия прямо с войны и освободились аж в 1961-62 годах. И те, кто «сидел» (и работал) и те, кому поручалось руководить такими «зеками» (сам на свободе, а не уйдёшь тоже никуда). Даже тех, кто «сидел» по «знаменитой 58» (измена) привлекали к работам (закон запрещал «изменникам» работать вне зон), если голова у «чиновника от НКВД» была в порядке и они не «кочевряжились» перед организаторами таких работ. Такие, оказывается, тоже были(но, думаю, мало).
Теперь понятнее, как формировался «контингент» в Кондопоге, которую сделали городом «химиков»?... Не путайте «качественный» состав «химиков» в послевоенное время и тех, кого с УДО привозили в город уже в 60-70 е годы.

… Машины помаленьку «раскрутили», да и порядок «поступления» кадров в город тоже определился. Как и во всех отраслях народного хозяйства: по распределению, «обязаловка» отработать диплом на 3-5 лет (так это называлось) комплектовала техническую среду. Появились новые современные широкоформатные машины «западного» производства. Каждую новую фабрику монтировали на базе одной такой машины, а старые бумфабрики оставили с двумя машинами каждую. Разница между оснащением «новых» и «старых» фабрик была видна «на глазок». Казалось бы, что и уровень технической грамотности обслуживающего персонала должен соответствовать внешнему антуражу и «требованиям» оборудования… Вопрос непростой, а судья – время.

… Коллектив службы КИПиА 2й фабрики формировался в конце 60-х. Руководил этим «процессом» молодой выпускник факультета Автоматизации производственных процессов Ленинградской лесотехнической академии Петухов В.В. А для группы просто Слава. В конце этих же 60-х прошла смена руководства фабрики. И начальником стал молодой инженер Смирнов Валентин Геннадьевич. Фабрика стала совсем молодёжной. В её составе было около 60% молодёжи. (А «нарожали» нас «до» и сразу «после» войны, думается, для плохой жизни детей не станут рожать).

Дед: КОНДОПОЖСКИЙ ЦБК

2-я б-фабрика Кондопожского ЦБК на демонстрации


Дед: КОНДОПОЖСКИЙ ЦБК

КИП 2 б-ф Кондопожского ЦБК на демонстрации


В КИПе «бригадирил» Пояринен О.Э. Интереснейший человек, всегда думающий сначала, а потом «говорящий». Никогда ни от кого не видел даже попыток обидеться на него или обидеть. Коренной кондопожанин, выпускник Петрозаводского автомобильного техникума… Война «загнала» трёх выпускников (пацанов по сути) на строительство Уральского танкового завода. На его жизни прослеживается судьба большой части пацанов военного времени… Две попытки «бежать» на фронт со стройки для всей этой троицы могли закончиться весьма печально. На каждом таком объекте находился военный Комиссар, в руках которого была неограниченная власть «призвать или дать отсрочку». Законы военного времени давали ему право даже расстрельные дела решать. А тут пацаны, которым ещё только лет по 17 «бегут» со стройки – а это, ребята, саботаж. «Первый раз нас на первой же остановке поезда «отловили» - рассказывал Олег Эдуардович. «Ко второй попытке уже лучше разузнали кто и как ловит, контролирует – смеётся – километров 200 вдвоём удалось отмахать, третий не поехал (на поездах ведь ехали, они все «литерные» или просто воинские, тоже с комендантом). «Поймали, чуть не посадили. Да оказывается ВоенКом уже дистанцию пути в зоне своей ответственности оповестить успел (третий ему признался) и это нас спасло. Документов – то у нас никаких. Уехали бы из его региона и… Дурные были». Второй разговор с Комиссаром был крутой и без скидок на возраст: тюрьма, лагерь, если ещё раз…
И заработали комсомольцы с «усердием»…, таская доски на крыши строящихся цехов почти бок о бок с пленными немцами, румынами, итальянцами и финнами. А вот СС-овцев водили в другие места и под усиленной охраной. Доска 80-ка, метров 6 минимум, тяжеленная. Вдвоём по строительным лесам пока дотащишь вверх да по крыше – час уходит. Цеха огромные, и внизу работа идёт… На крыше учётчик(а как же?) записывает кто и сколько… Норму-то надо было отрабатывать.
«Мы сразу поняли, что немцы работают по «звонку». «блям-блям» на обед – они доску аккуратно кладут на крыше или на лесах и спускаются для «приёма пищи». А мы за счёт своего обеденного времени и скорости хватаем те доски, что поближе к месту доставки и чтобы учётчик не видел и … норму уже легче сделать после обеда. Немцы быстро поняли, что лучше всё-таки доски доставлять к месту «парковки», а не бросать». Конечно, позже они занимались уже более квалифицированным трудом: всё-таки техникум за плечами и из них старались сделать специалистов.

Оборудовали и хим.лабораторию, где стеклодувом был пленный финн солидного возраста, (может даже с финской) а он у него как помощник-ученик. «Суперспециалист и юморист – говорит Олег - что он из стекла делал… даже не придумать было. Работает, смотрит на нас молодых и улыбаясь говорит: «Большая Финляндия захотела захватить мА-аленькую Россию, аж до Урала. Вот я первый финн на Урале – дошли». Когда Румыния «вдруг задружила с СССР» в конце войны, пленных румын одели в их национальную военную форму (привезли откуда-то) и послали охранять немцев. «Вот уж они над немцами-союзниками поиздевались. А выглядели в своей зимней военной одежде, как драные кошки. Что-то у них меховое всюду торчало, не вспомню сейчас, но смех у нас вызывала их одежда. Потом их убрали со стройки и отправили куда-то».
Война завершилась и Олав Эдуардович Пояринен вернулся в Кондопогу…

Дед: КОНДОПОЖСКИЙ ЦБК

На фотографии слева Петухов В.В., а справа с фотоаппаратом (что-то техника «не сработала» - давно в руки не брал) Пояринен О.Э.

С уважением ,

24 апреля 2012 г.
 

 


 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Другие новости по теме

 


Комментарии (0)