Жемчужина Карелии. Город Кондопога.


Рейтинг@Mail.ru
Majordomo.ru - надёжный хостинг

 | Просмотров: 7 598 |

О месте храма в жизни деревни и волости


К вопросу «О месте храма в жизни деревни и волости»


автор:Т. Мошина


Храм
Собор Успения Богородицы — один из самых известных на русском севере шатровых деревянных храмов. В его облике, устремленном вверх, органично слитым с окружающей природой, как нельзя лучше воплотилась идея возвышения человека от земли к небу, приобщении его к Богу.
Шатровое покрытие было официально запрещено церковными властями в XVII веке. Однако, на севере такие храмы продолжали строить Одной из причин приверженности к старой форме покрытия можно считать влияние старообрядчества, имевшего сильное влияние в Олонецкой губернии. Выговское общежительство, обосновавшееся в повенецких лесах и пустившее корни в Заонежье, Поморье, Пудожье, в течение полутора веков оставалось центром раскола и хранителем старины. Часовни в обители и скитах возводились с шатровым покрытием. И они были известны, как по свидетельствам очевидцев-богомольцев, так и по рукописным картинкам, хранившимся почти в каждом доме.

Место, где стоит храм, издавна было церковным. Писцовые книги ХVI-ХVII веков отмечали стоявшие здесь одноименные храмы. История их почти неизвестна.177

С собором в Кондопоге связано несколько легенд. Одну из них записал в своей книге В.Н.Майнов.178 Старожилы поведали ему тогда, что церковь строилась во имя спасения души царя Иоанна Грозного, и «в ночь на Ивана идет в церкви задушбинная служба, слышен звон Колокольный, хотя местный священник и не служит в это время». В крестьянском «Синоднике» В.Майнов нашле и соответствующее поминание: «Раба твоего Иоанна, царя и Великого князя всея Руси, помяни, Господи, во царствии твоем».
По другой легенде, возникшей, скорее всего, уже гораздо позже, храм был задуман народными зодчими как монумент в память о жертвах Кижского восстания, в котором участвовали и кондопожане.


Собор был изначально посвящен одному из двунадесятых праздников — Успению Богоматери. В культе и народной жизни образ Матери Христа, «скорой помощницы, теплой заступницы», олицетворялся с землей, всем живущим и произрастающим на ней. Богоматерь почитали как утешительницу и целительницу, покровительницу домашнего очага и семьи.

На Руси издавна были известны апокрифические сказания об Успении и «Сон Богородицы». Н.Шайжин, изучавший обычаи олонецких крестьян, записал в свое время, что крестьяне нередко читают вместо молитвы «Сон Богородицы» и носят его текст в качестве оберега в ладанках.

Не случайно, что и первая каменная церковь в Киеве, Десятинная, была воздвигнута в 1037 году во имя Богородицы.
Русская православная церковь насчитывает около 260 икон Божьей Матери. Многие из них были прославлены чудесами и почитались в народе. К Богородице, как заступнице от врагов, обращались русские князья и цари: Мстислав перед битвой с Редедею (1022 г.), Дмитрий Донской перед Куликовской битвой (1380 г.). Икона Казанской Божьей Матери, сопровождавшая ополченцев в 1613 году, была установлена в ' Казанском соборе в Москве и пользовалась особой любовью в семье Романовых.
Московский храм Успения Богородицы стал святыней и мемориальной усыпальницей для русских монархов.

В каждой церкви, каждом доме на Руси было по несколько образов Богоматери разного извода. Считалось, что икона Смоленской и
Жители волости, пережившие литовско-польскую интервенцию, гонения на раскольников, Петровские преобразования, отличались предприимчивостью, смелостью суждений. Губернатору Г.Р.Державину, со-|вершавшему объезд края, они не понравились.
В своей «Поденной записке» он отметил: «нравом весьма жестоки, склонны к ябедам и готовы за ничто, хотя и с потерею всего — судиться, начальникам преслушны, сие свидетельствует воспоследовавшее в 770 и 771 годах возмущение» (имелось в виду Кижское восстание).183
К конце XIX века в Кондопожском обществе было 237 дворов, Г700 жителей. А в самой Кондопоге (с деревнями на северном и южном концах) — 98 домов, 783 жителя.

Во всех крупных деревнях были открыты церковно-приходские школы. Получило развитие столярное и токарное дело. Местные мастера строили и украшали резьбой дома. Было распространено отходничество и отправление мальчиков на обучение ремеслу в Повенец, Петрозаводск и Петербург. Эта доля была нелегкой. Кое-кто умирал на чужой стороне от болезней и недоедания.
В Заонежье любили повторять поговорку «Хорошо в людях, да тяжело в грудях». Другим везло, и, случалось, выходили они в петербургские купцы, как Семен Евдокимович Савельев, или московские, как Иван Ильич Казаков. Разбогатевшие купцы не забывали о родной деревне. Илья Казачков даровал в храм иконы в дорогом облачении, книги, утварь.

Былины
Кондопожская волость привлекала к себе и любителей старины. Летом 1884 году языковед А.А.Шахматов посетил Кондопогу и ряд окрестных деревень. Отсюда ему удалось вывезти 45 сказок, 5 былин, загадки, тексты духовных стихов, свадебных причетов и похоронных плачей. Многие из них отличались оригинальностью сюжетов, образностью языка. А сказки кондопожанки С.Ю.Тараевой вошли в известный сборник фольклориста Н.Е.Ончукова.'84

Вышивка
В волости были развиты и рукоделия. В 1880 году на Московской Антропологической выставке экспонировались вышитые полотенца Степаниды Мелеховой из д.Горка. Полотенца имели успех у посетителей.
Рукодельнице, как писали в газетах, «была выражена искренняя при знательность».

Праздники
Престольные праздники в Кондопоге проходили в дни двунадесятьн праздников, связанных с именем Богоматери: Благовещение, Успение, Рождество, Введение во Храм, а также — Покров.
Богородичные праздники в быту крестьян совпадали по времени с определенными этапами в работе: освящением семян, окончанием жатвы, завершением уборки урожая.

Благовещение называли «самым большим у Бога праздником», когда было грех работать, и девушки дажепрятали прялки и веретена. В этси день освящали семена, соль (считалось, что она помогала от недугов).
К Успению заканчивали жатву, устраивали общественные угощения.
В Рождество Богородицы было принято ходить в гости. Молодые супруги навещали родителей, внуки — дедушек и бабушек.
С Введением во храм совпадало начало зимы и надежды на веселые праздники — новый год и святки.
Праздник Покрова издавна считался девичьим. С раннего утра дг вушки бежали в церковь, чтобы поставить свечку и помолиться о хорошем муже: «Батюшка Покров, покрой избу теплом, хозяина — добром, хозяюшку — пирожком, девушку — женишком». С Покрова начиналась пора посиделок и вечерок, где парни приглядывали себе невест.
Мужчины в этот день утепляли дома (конопатили мхом), собирали камни, которыми зимой разогревали корм для скота.186
Ко всем праздникам готовились заранее. Мужчины убирали двор, чинили обувь. Женщины — терли голиком (веником без листьев) полы, убирали избу и сени, чистили посуду, готовили еду.
Праздники влияли и на поведение жителей деревни. Менялась си стема обращений и приветствий, содержание разговоров. С особой те плотой встречали приезжавших из дальних деревень родственников Обильные трапезы чередовались с гуляньями, играми, песнопениями Молодежь гуляла и играла отдельно.187


Церковные, престольные праздники начинались с литургии в соборе, куда прихожане являлись бесплатно скачать музыку в нарядной одежде, а зачастую и в
обновах. Приход был большой, и притчу хватало забот по совершении обрядов, проведению богослужений в храмах, в часовнях, по просьбам прихожан.
В самой архитектуре храма все было взаимосвязано: особая утварь, иконы в золоченых иконостасах, старинное облачение, трогающие ду-1иу песнопения. Здесь происходило смещение «небесного и земного», религиозных сюжетов и реальных событий.
С торжественных служб люди выходили с особым настроением, с желанием творить добро. Недаром у храмов всегда собирались нищие и увечные.
В День Рождества Богородицы на церковной земле (гораздо позже в деревне был возведен собор Рождества Богородицы, на северном конце — часовня Святого Духа, на южном — Святых Кирика и Улиты) устанавливали столы из досок и после службы пили чай, гуляли, присматривали товары в лавках.

Ярмарки
Ярмарки в День Рождества Богородицы проходили издавна. Г. Р. Державин, побывавший в Кондопоге в 1785 году, уже отмечал их как самые крупные в волости.
Ярмарки продолжались неделю. Информация о них печаталась в газете «Олонецкие губернские ведомости».
Торговцы из Петрозаводска, Повенца, Вытегры, соседних волостей привозили на ярмарку бакалею, кожи, галантерею, мануфактуру, сладости, чай. Иногда торговали и рогатым скотом.
На ярмарки собиралось до 800 человек. Торговый оборот доходил до 9 тыс.руб. В доход церкви от арендаторов лавок и земли поступало по 30-55 руб.
Небольшой Торжок проходил и в День Успения Богородицы. Торговали в этот день мануфактурой и сладостями.
Сами кондопожане регулярно выезжали на ярмарки в Шуньгу, Петрозаводск, Великую Губу. В Соборное воскресенье в Петрозаводске торговали на пристани рыбой, вениками, грибами, лекарственными травами, в Петров день — игрушками.
Из Шуньги привозили расписные сани, дуги, прялки, посуду.
В Шуньге кондопожане могли слушать и бродячих певцов — «калик перехожих», исполнявших духовные песни и старины. Возможно, калики бывали и на праздниках в самой Кондопоге. Недаром, так много общего в былинах и духовных стихах, записанных в Заонежье и кондопожских деревнях.

Таким образом, Собор Успения Богородицы был в свое время общекультурной доминантой деревни и волости. Наряду с приобщением прихожан к Богу, духовным их обогащением, здесь решались и мир ские, волостные дела, проходили братчины. На землях церкви проходи ли торжки и ярмарки.
Храм вошел и в народный эпос. В былинах и плачах вспоминается «матушка церковь на широкославной уличке» с высоким крестом, где «петье божье, церковное» и куда ставят «пудовые свечки Пречистым Богородицы», прося об исцелении и облегчении участи.188


Возрождение

В настоящее время храм, бывший долгие годы архитектурным памятником, снова возрождается к духовной жизни. Отец Лев (Л.Н.Большаков) много делает для того, чтобы вернуть храму его истинное предназначение и то место, которое он когда-то занимал в Жизни волости.  

 


 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Другие новости по теме

    Template not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tpl

 


Комментарии (0)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.