Жемчужина Карелии. Город Кондопога.

 

Михаил Антонович Токарский - первый предприниматель в Кондопоге

 | Просмотров: 13 837 |

Михаил Антонович Токарский - первый предприниматель в Кондопоге


Токарская пристань - это место в городе Кондопога всем известно, но его название никоим образом не относится к промышленным подвигам АО Кондопога: имя этой пристани увековечило отца-основателя современной индустриальной Кондопоги Михаила Антоновича Токарского.
Энергия предприимчивого инженера из Петрозаводска дала толчок и направление развитию города Кондопоги и Кондопожского района на столетие вперед.





Сооружению деривационного канала в Кондопоге предшествовали следующие события: В 1898 - 90-х гг. петербургский инженер Тимофеев проводил определение мощности водопадов Кивач, Пор-Порог и Гирвас. Наиболее перспективным путем использования их энергии он посчитал сооружение подпорной плотины у Сопохи на Сандале и канала на перешейке Нигозеро - Кондопожская губа.

За воплощение этой идеи энергично взялся петрозаводский инженер технолог Михаил Антонович Токарский. Он участвовал в изыскании и увлек перспективой больших прибылей главу Товарищества Красносельской писчебумажной фабрики К.П.Печаткина — и в 1903 Товарищество получает лицензию на использование водяной силы в Кондопоге.

Высочайше утверждены были и права концессионеров:
права Печаткиных — 40 тыс.руб., права Токарского — 34 тыс.руб.
Токарский в качестве полномочного представителя Товарищества: лучает право на 90-летнюю аренду крестьянской земли Кондопожской волости для вододействующих фабрик и заводов при условии возведения в первые 5 лет плотины у Сопохи и канала в Кондопоге с 4 мостами и затвором (потом срок был продлен до 15 лет).

Условия производства целлюлозы диктовались кристальной чистотой воды Нигозера и его огромной гидроэнергией, а также перспективой независимости от внешнего рынка, т.к. 75% целлюлозы для России производила Финляндия на заводах Вальдгофа и Киссирера. Токарский приводит изыскания и начинает строить плотину в Сопохе, сооружает конно-рельсовую железную дорогу через перевал Нигозеро - Кондопога и пристань в Кондопожской губе.

За использование покосов и урочищ он выплачивает крестьянам Северного конца села Кондопога с 1901 по 1908 гг. сумму 1190 руб., а в будущем обещает осветить село, бесплатно молоть муку и пилить бревна, плюс к этому ежегодно жертвовать церкви 50 руб.

Дела Токарского шли не так успешно, как хотелось концессионерам, поэтому он решил возродить древний промысел и для строящегося по проекту Л.Н.Бенуа Выставочного зала Русского музея им.императора Александра III подрядился доставлять мрамор из Тивдии. Через Кондопогу с пристани Токарского вновь пошел в Петербург отделочный камень.

Но подряд выполнен — и денег снова нет. Тогда Токарскому приходит в голову мысль — привлечь на свою сторону могучее ведомство - Главное артиллерийское управление. В 1910 г. он предложил ГАУ идею сооружения первого в России завода азотной кислоты и представил расчет на получение 70 тыс. пудов азотной кислоты — 1/3 всей потребности России в мирное время — «совершенно безопасный от неприятельского нашествия центр изготовления отечественного азота для военных целей...» Смета на проект — 2 млн.руб.

Военные отнеслись к идее благосклонно, но не торопились ее воплощать. Война 1914 г. резко двинула этот проект и в 1916 г. в окрестностях Кондопоги закипела работа — команда геодезистов капитана Евдосьева делала разбивку магистрали, нивелировку трассы, рубку леса, защиту древесины и разведочное бурение по оси канала.
Предполагалось построить электростанцию, где 5 турбин мощностью до 5000 л.с. сжигали бы в электродуговых печах атмосферных воздух с последующим поглощением образовавшихся окислов и получением 40% азотной кислоты — основы для производства артиллерийского пороха.


Севернее села Кондопога спешно возводился рабочий поселок, арендовано было также несколько домов в Северном конце. Одновременно шли работы по сооружению железнодорожной ветки на Сопоху. Строили дорогу Военнопленные — в основном турки, чехи, венгры, хорваты: общим число 500 чел. на строительстве ж/д и 240 — на сооружении кирпичного заВода. Работали и вольнонаемные, местные кондопожские крестьяне.

В 1916 г. концессионеры окончательно передали лицензию Военному ведомству в обмен на передачу им нижней части реки Сегежы. Кондопожский ЗАК (завод азотной кислоты) оставил в силе все обещания Токарского, но на нужды церкви выделял уже по 500 руб. ежегодно.

В 1917 г. практически все уже было готово для строительства ГЭС: кирпичный завод, поселок, железная дорога на Сандал, плотина у Сопохи.
Февральская революция, октябрьский переворот, а начавшаяся затем интервенция прекратили работы, в 1919 г. строительство эвакуировали, оставив небольшой штат из 27 человек под началом инженера Крюкова. Прибывшая на ЗАК в январе 1922 года комиссия РКИ в составе 1 человека нашла недочеты в сохранности оборудования и передали дело в ЧК с соответствующими последствиями.

В 1923 г. сюда уже приехали изыскатели с новой задачей: построим, ГЭС и ЦБК. Правда, задача была не новая, да и изыскания уже были проведены.
Крестьяне Кондопоги стали рядиться уже с новой властью за отторгнутые покосы, уверив, что от прежней они никаких денег не получали Деньги им в конечном итоге выплатили, ЦБК построили, но это уже история широко известная.  

 


 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Другие новости по теме

 


Комментарии (0)