Деревянные храмы домонгольской Руси
О. М. Иоаннисян
стр 5-82
В истории древнерусского зодчества, пожалуй, нет более сложного и нерешенного вопроса, чем вопрос о христианском культовом зодчестве первых веков существования русской архитектуры. Как известно, развитие монументальной архитектуры (т. е. строительства из долговечных материалов — камня и кирпича) начинается только после принятия Русью христианства в конце X века. Правда, есть сведения и о том, что до официального принятия Русью христианства в качестве государственной религии в Киеве уже существовала церковь Ильи, упоминаемая в «Повести временных лет» в тексте договора Руси с Византией еще под 945 годом. Долгое время сам факт ее существования оставался дискуссионным, а в настоящее время продолжает еще оставаться дискуссионным вопрос о ее локализации.3 До тех пор, пока остатки этого древнейшего киевского храма не будут обнаружены, ничего определенного о его формах сказать невозможно. Поэтому, подлинная история русского зодчества начинается с постройкой в Киеве в 989-996 годах Десятинной церкви, возведенной сразу после крещения Руси присланными из Константинополя византийскими мастерами.
Самый начальный этап развития древнерусского зодчества неразрывно связан с архитектурой Византии, откуда на Русь в конце Х~Х1 веков приходили мастера-строители, принесшие с собой технику кладки из плинфы, крестовокупольный тип храма, приемы и формы каменного строительства. Количество строительных артелей на Руси в это время было минимально — за весь этот период на Руси (в основном, в Киеве) было возведено всего лишь около двух десятков монументальных построек, в то время как сама потребность строительства храмов в крестившейся Руси намного превышала возможности артелей мастеров-каменщиков, которыми она располагала. Потребности эти должны были удовлетворятся силами строителей-плотников, «древоделов», искусство которых было для Руси традиционным с древнейших времен. О строительстве деревянных храмов сразу же после принятия Русью христианства свидетельствует и летопись, сообщающая о том, что после крещения князь Владимир «повеле рубити церкви и поставляли по местом, иде же стояху кумиры». Позднее, в XII—XIII веках, когда количество строительных артелей на Руси увеличилось, и строительная изография стала более широкой, интенсивность монументального строительства, связанного, в основном, с княжеским заказом,8 все равно не могла обеспечить потребностей общества в храмовом строительстве. Поэтому большую часть строительства храмов должны были взять все те же артели плотников. Письменные источники неоднократно сообщают нам об очень большом количестве храмов и монастырей в таких городах как Киев, Чернигов, Галич, Новгород, Ростов, однако количество известных нам монументальных храмов в этих городах значительно меньше называемых летописцами цифр. Даже если учесть, ЧТО далеко не все не дошедшие до нас монументальные постройки домонгольской эпохи еще обнаружены, все равно большая часть храмов, несомненно, была деревянными постройками. Скорее всего, таковыми были приходские кончанские храмы в большинстве больших древнерусских городов (за исключением Новгорода со второй половины XII века и, по- видимому, киевского Подола с рубежа XII и XIII веков), монастырские храмы, возведенные не по княжескому заказу, храмы в тех городах, где не было своих строительных артелей, и уж, конечно, фактически все сельские храмы.
Если о монументальном зодчестве домонгольской Руси в результате исследований последних десятилетий стало известно очень много нового,9 то деревянное культовое зодчество этой эпохи было и остается самой неисследованной страницей в истории русской архитектуры. Время, не пощадившее даже многие каменные храмы этого периода, еще более жестоко обошлось с постройками из такого недолговечного материала, как дерево. Самая ранняя из дошедших до нас деревянных церквей — церковь Лазаря Муромского монастыря, находящаяся сейчас в Кижах, — относится уже к XIV веку. Известно, что законы развития каменного и деревянного зодчества различны и обуславливаются различиями в особенностях материала. Однако, существуя и развиваясь одновременно, каменная и деревянная архитектура не могли не влиять друг на друга, тем более, что и из камня (или кирпича-плинфы), и из дерева возводились постройки, выполнявшие одну и ту же функцию — христианского храма. Более того, литургические каноны должны были до известной степени обеспечивать единство многих форм в монументальном и деревянном храмостроении.
Исследователи древнерусского зодчества никогда не упускали из виду это обстоятельство и, стремясь представить себе какими были домонгольские деревянные церкви, обращались к памятникам монументальной архитектуры. При этом большинство из них исходило из предположения, что деревянная архитектура, имевшая глубокие корни на русской почве, оказала влияние на композиционные особенности каменных храмов. Так как типы, а также формы и приемы каменного строительства были вместе с христианством принесены на Русь из Византии, то, по мнению, этих исследователей, работая вместе с византийскими зодчими над постройками каменных соборов, русские мастера, незнакомые до этого с каменным строительством, но имевшие за плечами многовековой опыт в области плотничного искусства, привносили в композицию новых каменных зданий некоторые особенности привычной деревянной архитектуры, что и придавало своеобразие каменному зодчеству домонгольской Руси.
В то же время, всякая возможность влияния форм каменной архитектуры на деревянное зодчество совершенно исключалась. Один из наиболее ярких выразителей этой точки зрения М. Красовский писал: «...наши плотники, сооружая деревянные церкви, приспособляли для них те конструктивные и художественные приемы, которые им были уже хорошо знакомы, а те немногие, которых не хватало в их запасе, им пришлось изобретать самим. Заимствовать было неоткуда, потому что в области плотничного искусства русские цветы , конечно, стояли впереди византийцев, строивших почти исключительно из камня и кирпича».
Ю. П. Спегальский, наоборот, считал, что некоторые формы и конструкции первоначально сложились в творчестве каменщиков и затем (пали приспособлены к особенностям деревянной архитектуры.12
Некоторое представление о внешнем облике древнейших деревянных церквей на Руси можно было получить из сведений, сообщаемых и письменными источниками...
Скачать: О. М. Иоаннисян - Деревянные храмы домонгольской Руси
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме
-
Косяки - 9. Кирпичные
деревня Белая гора
Православный Храм в селе Янишполе
Успенская церковь в Кондопоге
УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КОНДОПОГЕ