Жемчужина Карелии. Город Кондопога.

 

Пальеозерская ГЭС

 | Просмотров: 13 008 |

Пальеозерская ГЭС


Пальеозерская ГЭС


В работе, опираясь на архивные документы, проектно-сметную документацию, свидетельства очевидцев, восстановлена картина строительства гидротехнических сооружений на реке Суна, этапы строительства Пальеозерской ГЭС.

Первые гидротехнические изыскания на реке Суна
Ещё задолго до революции водные богатства бывшей Олонецкой губернии привлекли внимание научных и промышленных кругов, как возможный источник дешёвой электроэнергии. Особое внимание привлекали к себе водные ресурсы Суна-Сандальского бассейна. Бассейн этот, объединяющий озёра Сандал, Сундозеро, Нигозеро., а также реки Суну, Тивдию, благодаря своему выгодному географическому расположению – недалеко от административного и промышленного центра бывшей Олонецкой губернии, г. Петрозаводска – представлял по сравнению с другими энергетическими районами максимум технико-экономических преимуществ, в связи с чем и был наиболее частым объектом научно-исследовательских работ.

В 1900 году в сунском бассейне появились изыскатели. Сюда по заданию горного ведомства прибыл инженер Тимфеев, который произвёл топографическую съёмку районов Кивача, Гирваса и Пор-Порога. В 1902 году впервые был предложен проект использования разности уровней Нигозера – Онежского озера для строительства гидроэлектростанции. Автором проекта был инженер Токарский. Ещё позже, в 1909 году, профессором Тейхманом был составлен аналогичный проект для строительства ГЭС мощностью в 9600 МВт. Главное отличие этих проектов от проекта Г.О.Графтио было в том что, во первых, мощность станций была сравнительно невелика и во вторых, для их работы не планировался переброс воды Суны в озеро Сандал.
Одною из первых попыток использования энергии Суна-Сандальского бассейна является составленный Управлением Олонецких горных заводов проект постройки гидростанции на р. Суне для надобностей своих горно-промышленных предприятий.
Однако слабый уровень индустриализации края, косность и незаинтересованность царского правительства в развитии его колоссальных природных богатств были причиною того, что все эти проекты оставались неосуществлёнными. И только в 1915 г., в связи с острым дефицитом электроэнергии, необходимой работавшим на войну заводам, военным ведомством был принят проект постройки в бывшей Олонецкой губернии гидростанции на базе водных ресурсов Суна-Сандальского бассейна. По этому проекту предполагалось устройство плотины на р. Суна выше водопада Кивач, соединение озера Сандал с Сунозером и Нигозером, проведение из Нигозера деривационного канала в район посёлка Кондопога, где была намечена точка для гидростанции, и, наконец, устройство отводящего в Онежское озеро воду канала. Мощность гидростанции была запроектирована в 20000 квт. В 1916 г. приступили к строительным работам, но в 1917 году революционные события прервали работы, и строительство было свёрнуто.

План ГОЭЛРО и строительство Кондопожской ГЭС
Началом планомерной электрификации в государственном масштабе явился план ГОЭЛРО, разработанный Государственной комиссией по электрификации России. Работой комиссии руководил крупный инженер Г.М. Кржижановский, к разработке плана было привлечено более 200 специалистов. Титанический коллективный труд был закончен за десять месяцев.
22 декабря 1920 года «План электрификации РСФСР» - том в 650 страниц текста с картами и схемами электрификации районов - был рассмотрен и одобрен депутатами VIII Всероссийского съезда Советов. Он явился первым в мире комплексным планом восстановления и перспективного развития народного хозяйства.
В области электроэнергетического хозяйства план ГОЭЛРО, рассчитанный на 10 – 15 лет, состоял из программы А, подразумевающей восстановление и реконструкцию довоенной электроэнергетики, и программы Б, предусматривавшей строительство 30 районных электрических станций общей мощностью 1750 мВт – в полтора раза больше, чем было создано в царской России.
Одной из важнейших идей плана ГОЭЛРО явилось создание централизованного энергетического хозяйства путем сооружения электростанций, объединенных высоковольтной линией электропередачи для совместной работы в единую сеть, что позволило бы обеспечить надежное и устойчивое электроснабжение промышленных районов страны.

План ГОЭЛРО к 1930 году по основным показателям был выполнен, а к 1935 году - перевыполнен. Вместо запланированных 30 электростанций было построено 40 суммарной мощностью 4338 тыс. кВт.
Кондопожская ГЭС является одной из старейших ГЭС России. В годы первой мировой войны в Кондопожской волости Главное артиллерийское управление Военного министерства России начало подготовку строительства завода азотной кислоты, необходимой для производства пороха. Поскольку производство азотной кислоты требовало большого расхода электроэнергии, началось строительство гидроэлектростанции около Кондопоги.» Начались работы в трудном 1916 году. В стране голод, разруха. На стройку, одна партия за другой, прибывают военнопленные: австрийцы, немцы, венгры, турки. Работают здесь и крестьяне из окрестных деревень. Живут люди в наскоро сколоченных бараках, полураздетые, полуголодные. А механизмы – лом и лопата. Одно лишь подспорье – динамит, глухо взрывающий и напоминающий о войне» . Проектная мощность ГЭС составляла 25 тысяч лошадиных сил, и она должна была стать крупнейшей в России. Октябрьская революция перекроила старые планы. Во время революции и гражданской войны все оборудование со стройки было вывезено, работы прекращены.
«26 апреля 1921 года на заседании Совета Народных Комиссаров под председательством В.И.Ленина было принято постановление об основных направлениях хозяйственного развития Карелии, в котором, в частности, говорилось: «Признать срочными следующие работы по восстановлению народного хозяйства в Карелии: а) постройка и оборудование бумажной фабрики, целлюлозной фабрики, деревообрабатывающего завода и центральной электрической станции в Кондопоге…»

Позже строительство ГЭС было включено в план ГОЭЛРО, и было увязано со строительством Кондопожской бумажной фабрики. В 1923 году работы по сооружению ГЭС были возобновлены. Строительство шло в трудных условиях, преимущественно вручную. По новому проекту строительство станции было разбито на две очереди. Первая очередь строительства заключалась в постройке гидростанции на два турбогенератора с мощностью 5500 квт. Работы второй очереди – расширение построенной гидростанции еще на два агрегата мощностью 11000 квт. каждый. В 1928 году строительство первой очереди Кондопожской ГЭС было закончено, в январе 1929 года станция была сдана в эксплуатацию. Однако, вскоре после пуска электростанции выяснилось, что запаса воды в озере Сандал недостаточно, «в связи с чем выработка электроэнергии на станции начала сокращаться с каждым годом, упав значительно ниже своих проектных расчетов». В связи с чем вместо намеченных ранее работ по расширению Кондопожской ГЭС пришлось срочно приступать к работам по переброске вод реки Суны в озеро Палья.


Строительство гидротехнических сооружений на реке Суна в 30 – 40-х годах ХХ века

Весной 1932 года в глухом лесу, в нескольких километрах от деревни Койкары раздались первые взрывы. Это строители, пришедшие на берега порожистой Суны, взрывали скалу, подготавливая основание под плотину. Технический проект работ по присоединению реки Суны к озеру Палье был утвержден ЦЭС Главэнерго в мае 1933 года. «Для выполнения этих работ по решению высшего Совета народного хозяйства СССР, во главе которого находился Серго Орджененикидзе, в конце 1932 года была создана специальная организация «Сунагэсстрой». Начальником и главным инженером был тов.Травкин Петр Николаевич, в прошлом пастух, старый член партии, опытный гидротехник, получивший высшее образование при советской власти». Начинали строительство в сложнейших условиях – среди леса, при остром недостатке рабочей силы. 1933 год стал по существу годом подготовки к развертыванию строительства: - заготовка материалов, заброска их в район работ, вербовка рабочей силы. Осуществлению планов препятствовало полное бездорожье, а первые грузы на строительство доставлялись на лошадях через болота и валуны. Первую дорогу к месту строительства проложили от Кавас-губы в августе 1932 году. Один из первых строителей Сунастроя Иван Михайлович Смирнов вспоминал: «В августе 1932 года нашу машину на понтонах переправили в Кавас-губу озера Сандал, для того, чтобы попасть на строительство Гирвасских гидросооружений. Для такой техники, как экскаватор, требовалось строить дорогу. Поэтому от Кавас-губы до Гирваса пробивались несколько недель». Строительство дороги Кавас-губа – Гирвас было закончено к декабрю 1933 года, о чем радостно сообщил в газете «Петровский ударник» прораб А.Назаров: «По новой дороге свободно идут машины грузом в 2,5 тонны, прошел 60-тонный кран и экскаватор на строительство». Доставку грузов на строительство доставляли комбинированным способом – по воде и по суше. «По воде от Кондопоги до губы Кавасозера Сандал (50 км) и оттуда на Гирвас по суше (20 км). Маршрут этот, хотя и удлинял на 20 км путь перебрасываемых грузов, зато ускорял и облегчал значительно доставку их на строительство, так как позволял перекидывать по воде единовременно на баржах и лодках десятки тонн грузов, после чего они уже грузовиками доставлялись в район работ, так что пробег грузовиков сокращался с 50 до 20 км.». (см.Приложение № 1) Сунастрой обзавелся флотилией моторных катеров, барж и лодок, в Кондопоге была построена собственная верфь, а в Кавас-губе – пристань, материальный склад и дома для рабочих. В поселке Гирвас были построены здание конторы Сунастроя, ряд бараков для рабочих, два дома для инженерно-технических работников по восемь квартир в каждом, материальные склады, столовая для рабочих, гаражи, конюшни, погреб для взрывчатых веществ, пожарное депо. Решались вопросы по обеспечению строителей предметами первой необходимости, продовольствием. Было организовано собственное молочное и рыболовное хозяйство, снабжающие столовые строительства ежедневно свежим молоком и рыбой.

Строительство гидротехнических сооружений началось в 1934 году. На стройку прибывала техника. «На прорытии деривационного канала работают два экскаватора. Еще два экскаватора работают на сооружении насыпи дамбы Ваган. Скальные работы на Гирвасе обслуживаются двумя компрессорами, подающими сжатый воздух пневматическими молотками. Для производства буровых скважин для взрывания горной породы и выкорчевки пней имеется буровой станок Крелиуса». Оставалась и большая доля ручного труда, тысячи кубов грунта было вынуто вручную – при помощи лопаты и тачки, о чем красноречиво свидетельствуют сохранившиеся фотографии 1936 года.

В период 1934 – 1936 годов на реке Суне были построены: ряжевая перемычка, бетонный водосброс и частично бутовая диафрагма земляной плотины, Койкарские дамбы, препятствующие утечке воды из Гирвасского водохранилища в озеро Сундозеро, дамба Ваган, пересекавшая лог ручья Ваган-оя, предотвращавшая утечку воды из начального канала обратно в реку Суна, и дамба Навда №1 на перешейке озера Палье и Навдозера. Одновременно производились работы по каналу Суна – озеро Палье длиной более трех километров. Канал взял начало у левого берега реки Суна, примерно в 400 метрах от плотины, проходил по логу ручья Ваган-оя по направлению к озеру Палья и заканчивался прорезью в скале 8 – 10 метров, в которой был установлен временный регулятор. Далее вода сбрасывалась в озеро Палье по руслу ручья Луккан-оя, а из озера Палье по естественному тракту: река Нивка – Хижозеро – река Тивдия – озеро Сандал и Нигозеро воды Суны достигали Кондопожской ГЭС.

Ручей Луккан-оя до переброски в него воды из реки Суны представлял из себя небольшой ручеек, протекающий по плато в песчаных грунтах, по которому сбрасывались поверхностные воды в озеро Палье. Вследствие естественного размыва маленький ручеек уже в первый год превратился в солидную реку, был размыт на глубину до 25 метров, а ширина русла по урезу воды достигала до 50 метров. Гидростроители стали называть ее Новой Суной. На Новой Суне вследствие размыва мягких пород образовалось три перепада на скальных грядах. Первый перепад «Сунастроевец» в виде водопада с высотой падения 8 метров образовался непосредственно за скальным участком канала Суна – Палья, второй перепад, в виде быстротока с падением 14 метров, названный «Сунской Иматрой», образовался на крутом падении скальной гряды в расстоянии 1,0 км ниже по течению от первого . Ниже второго перепада на расстоянии 0,9 км образовался третий перепад-быстроток с падением 2,7 метров. Такое сосредоточение основного падения воды на первых двух водопадах дало повод спроектировать расположение станционного узла Пальеозерской ГЭС в русле Новой Суны. В дальнейшем от этого проекта отказались вследствие глубокого залегания скалы, на которой должен был расположиться станционный узел, а так же по этому проекту предстояли большие работы по очистке русла Новой Суны и много взрывных работ, нашли более дешевый вариант. Как показали сопоставления съемок 1932 года и 1947 года в результате естественного размыва долины реки Новая Суна в озеро Палье было вынесено около семи миллионов кубических метров песка. В результате отложения песков береговая линия Пальеозера оказалась смещенной на расстояние 700 метров по отношению к прежнему урезу воды озера.

С давних времен по реке Суна проходил сплав леса. Гидростроителям предстояло решить вопросы, связанные с изменением старого сплавного пути по Суне. Было принято решение о строительстве сплавного лотка между Гирвасским водохранилищем на р.Суна и озером Сундозеро, который обходил водопады Гирвас и Поор-порог . Строительство лотка было начато в 1937 году и закончено в 1940 году. Длина лотка составила 6600 метров, перепад высот – 41,7 метров, ширина дна - 3метра, уровня воды - 6 метров. Скорость движения воды в лотке колебалась от 6 до 18 км/час. Бревна проходили весь лоток за 47 – 50 мин., пропускная способность лотка за сутки составляла 10 тыс. куб .метров круглого леса. При строительстве лотка было удалено 70 тыс. куб. метров грунта, забито 3,5 тысяч свай, использовано около 40 тыс. куб. метров пиломатериалов. К сожалению, такое грандиозное по тем временам сооружение прослужило людям не долго. В годы войны лоток был разрушен, а после войны его восстановление посчитали нецелесообразным. По левому берегу старого русла реки от плотины мимо порогов Гирвас и Поор-порог был построен бетонный лоток. Сплав леса по реке Суна продолжался до 70-х годов ХХ века.

Строительство Гирвасской плотины подняло уровень воды в реке Суне на пять метров, в связи с чем под воду ушли прибрежные лесные и сельскохозяйственные угодья, а деревне Койкары пришлось нижний ряд домов поднимать выше на гору, разобрать мост через реку, ушло под воду и старинное кладбище, которое находилось на другом берегу реки.
А чем и как жили сунастроевцы в свободное от работы время, можно представить, перелистав подшивки районной газеты «Петровский ударник» за те года. Часто проходили спортивные соревнования, лыжные вылазки, сдавались нормы на значок ГТО, проходили политбои, а 12 июля 1936 года на Сунастрое состоялось народное гуляние – первый праздник веселья. К 1940 году в поселке Гирвас для сунастроевцев были построены начальная школа, два магазина, больница, клуб, детсад.
С началом Великой Отечественной войны все работы на строительстве были прекращены, жители эвакуированы, все дома сожжены.
Послевоенное строительство

После войны на восстановление разрушенной в годы войны Кондопожской ГЭС приехала группа инженеров из Ленинграда. «Два инженера определяли объемы работ как на территории ГЭС и ее объектов, так и по всему водохранилищу, начиная с Гирвасской плотины. Работали они по 10 – 12 часов в сутки. Восстановление Кондопожской ГЭС и строительство Пальеозерской ГЭС выполнялись под руководством Главгидроэнергостроя, а проект подготовил Ленгидэп». Проводилось новое гидротехническое обследование реки Суна. Гидротехнический отряд в условиях послевоенной разрухи, плохо одетые, на лыжах обходили участки реки, с помощью пешни делали лунки, измеряли толщину льда, скорость течения.
В 1947 году в Гирвасе началась большая стройка «Сунагэсстрой». Было разработано восемь проектов строительства каскада Сунских ГЭС. Например, по одному из проектов планировалось на реке Суне построить восемь электростанций, а поселок гидростроителей строить не на сегодняшнем месте, а на берегу реки Суны в пяти километрах от плотины ближе к Кондопоге.
В годы войны Гирвасская плотина была разрушена, практически ее нужно было возводить заново, по новому проекту, разработанному в 1947 году. После окончания работ Гирвасская плотина стала первой железобетонной плотиной в Карелии, длина плотины около 100 метров, по плотине проложено дорожное полотно.

В связи со строительством Пальеозерской ГЭС необходимо было поднять уровень воды в Гирвасском водохранилище еще на два метра, поэтому были проведены работы по наращиванию дамб, в результате две Койкарские дамбы слились в одну.
Было принято решение по прокладке нового отводного канала от станции до озера Палье. По трассе нового канала проведено геологическое обследование. Русло канала разрабатывалось потоком воды, поступающим на его трассу из водосбросного канала. Экскаватор применялся только при рытье направляющей канавы, что значительно уменьшило стоимость строительства. По заключению проектировщиков общая кубатура грунта смытого в озеро Палье в результате естественного размыва составляла около трех миллионов кубов.

До войны сунские воды из подводящего канала сбрасывались в русло ручья Лукан-оя через водопад «Сунастроевец» (так назвали его гидростроители). Первоначально планировали строить станцию левее водопада. По новому техническому проекту станция была построена у подножия водопада, где анализ гидравлического режима работы водопада «Сунастроевец» показал наличие скальной террасы, с достаточной для создания пристанционной площадки ГЭС площадью и на необходимой отметке. Водосбросной и подводящий канал поменялись местами, а именно: левый канал стал водосбросным, а правый подводящим каналом ГЭС. К строительству станции приступили в 1950 году. При разработке котлована использовалась не только техника, но и ручной труд. В архиве Пальеозерской ГЭС и в личном фотоархиве семьи В.С.Степанова сохранилось много фотографий, по которым можно восстановить этапы строительства Пальеозерской ГЭС . Для обеспечения стройки и поселка электроэнергией были построены временные электростанции – на плотине и на стройплощадке, а для обеспечения строительными материалами – камнедробилка и бетонный завод. Начальником строительства был Иван Арефьевич Степко, а главным инженером – Иван Дмитриевич Сабуров. «Степко был строгим руководителем, не признавал никаких сборищ и чаепитий в рабочее время. Но его уважали в коллективе и с житейскими вопросами шли к нему. Замечательным и душевным человеком был и Сабуров», - так вспоминала о своих руководителях А.Добротворская.
Одновременно со станцией строились и новые кварталы поселка Гирвас. В первую очередь строились социальные объекты – школа, Дом культуры, больница, детский сад, столовая, почта. Жилые дома строились благоустроенные – с водопроводом и канализацией. Поселок Гирвас был построен в сосновом бору. Начальник строительства Степко И.А. требовал по возможности не рубить ни одного дерева, даже при прокладке трубопроводов.
Строительные и наладочные работы на Пальеозерской ГЭС были завершены к декабрю 1954 года. В начале декабря 1954 года были запущены турбины – Пальеозерская гидростанция начала вырабатывать электроэнергию.


Пальеозерская ГЭС в начале XXI века

Пальеозерская ГЭС в наше время представляет собой современное предприятие, на котором произведены модернизации и реконструкции. Система возбуждения переведена с эл.механического на тиристорное, заменена статорная обмотка на генераторах, установлена система автоматического управления генераторами (САУГ) на микропроцессорной технике, смонтирована и введена в работу автоматическая система управления техническими процессами (АСУТП). Произведена замена баковых масленых выключателей на малообъёмные, а теперь и на вакуумные, что повышает экологичность станции. Вводится в работу высокоточная система учёта электроэнергии. В перспективе запланирована замена регуляторов скорости генераторов.
Постоянно внедряется новое оборудование, при ремонтах применяются современные экологически чистые материалы. В данный момент на станции работают 17 человек.


Заключение

История поселка Гирвас и Пальеозерской гидростанции давно и прочно переплетены. Пальеозерская ГЭС стала визитной карточкой нашего поселка. Построенная в 50-е годы прошлого столетия, она и сегодня восхищает своим величием и красотой, прекрасно вписывается в окружающий ландшафт. Все жители и гости поселка приходят на берег канала, когда при большой воде открывается водосброс, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем: вода бешеным потоком скатывается по огромной скале, брызги поднимаются в небо на сто метров, а в солнечную погоду над рукотворным водопадом вспыхивает разноцветная радуга. И многие не знают, и даже не могут себе представить, что восемьдесят лет назад здесь была глухая карельская тайга, по которой бежал в озеро Палье небольшой ручеек Луканоя.

Павел Руденко, известный в 60-е годы прошлого века в Кондопоге человек, первый директор Гирвасского Дома культуры, а позже директор Дома культуры ЦБК, написал поэму, посвященную строителям Пальеозерской ГЭС. В ней есть такие строчки:
Будет время,
И расскажут песни,
Как, врубаясь в скалы и леса,
Возводили люди к поднебесью
Сунского каскада корпуса!


В декабре 2009 года у Пальеозерской ГЭС – юбилей, 55 лет со дня ввода в эксплуатацию. Наше поколение должно знать, в каких тяжелых и сложных условиях в 30-е годы, в годы послевоенной разрухи, старшее поколение создавало карельскую энергетику, чтобы мы сегодня могли зажечь лампочку, включить телевизор и компьютер, пользоваться всеми необходимыми нам электроприборами.

материал из Фондов Гирвасского школьного музея




Список литературы
1. Аньдин Е. Сунастрой. // Карело-Мурманский край, 1934, № 7-8, с.6-8.
2. Востряков А.П. Кондопога.- Петрозаводск: Карелия, 1975.
3. Данилов М.С. Воспоминания. [Рукопись] - Фонд Кондопожского краеведческого музея
4. Добротворская А. У истоков энергетики. // Авангард, 2003, 15 августа.
5. Кузнецов Д. Гирвасский лесосплавной лоток. // Петровский ударник, 1940, № 85.
6. Пальеозерская ГЭС на р.Суне. Проектное задание. Т.III. Гидроэнергопроект, 1949.
7. Пальеозерская ГЭС на р.Суне. Проектное задание. Т.VI. Гидроэнергопроект, 1949.
8. Пальеозерская ГЭС. Технический прект.Сооружения. Т.V, часть 1-6. Гидроэнергопроект, 1950.
9. «Пальеозерская ГЭС. По страницам истории». Альбом. Фонд Гирвасского школьного музея.
10. Назаров А. Строительство дороги. // Петровский ударник, 1933, 5 декабря.
11. Народное гуляние на Сунастрое. // Петровский ударник, 1936, 16 июля.
12. Пробуждение соснового бора // Новая Кондопога, 1967, 1 мая.
13. Руденко П. Песня в пути. Из поэмы: Новая Кондопога, 1960, 16 января.
14. Упоров М. Река Суна. // Петровский ударник, 1940, №94.
15. Это наша с тобою земля: Альбом.- Фонд Гирвасского школьного музея.  

 


 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Другие новости по теме

 


Комментарии (0)