Жемчужина Карелии. Город Кондопога.


Рейтинг@Mail.ru
Majordomo.ru - надёжный хостинг

 | Просмотров: 6 895 |

Гирвасский аэродром


Гирвасский аэродром


Начало. Великая Отечественная война
Военный полевой аэродром недалеко от поселка Гирвасе начали строить в 1940 году. Была подготовлена взлетно-посадочная полоса для самолетов У-2 и других маленьких самолетов, а в 1941 году было решено удлинить и расширить полосу для самолетов СБ - скоростных бомбардировщиков.
Рядом с аэродром были построены столовая и несколько тесовых домиков под штабы, расчищены стоянки для самолетов. Аэродром готовили для 72 авиаполка, базирующегося на аэродроме Бесовец, так как две эскадрильи должны были на летний период выйти в лагеря.. Но на кануне войны, в мае 1941 года на Гирвасский аэродром из Бесовца перелетела только одна эскадрилья капитана Подмазова А.П. в составе одиннадцати экипажей. В конце июня и другие эскадрильи полкак были перебазированы на Гирвасский аэродром. В годы войны взлетная полоса располагалась поперек современной взлетки, т.е. с севера на юг. На карте-схеме местности ветеран полка Бакулев Алексей Акимович нанес карандашом расположение взлетной полосы, сейчас ее очень трудно найти, так как все заросло лесом .
«Одна из окраин аэродрома примыкала к большому озеру, а с трех остальных сторон аэродром окружал невысокий сосновый лес. Все самолеты, автотранспорт, землянки для людей, все было рассредоточено и замаскировано в ближайшей полосе леса, вплотную примыкавшей к аэродрому. Единственное здание, имевшееся на опушке леса, было занято под столовую для летного и технического состава». По воспоминаниям ветеранов полка самолеты взлетали взависимости от ветра – в сторону озера Палья, или в сторону реки Суна.

На военном полевом аэродроме Гирвас начался славный боевой путь 72 Петрозаводского ордена Красного Знамени отдельного авиационного полка. В школьном музее хранится много писем ветеранов полка, в которых они рассказывают о «боевых фронтовых делах, о путях-дорогах, по которым пришлось пройти от далекого, ранее неизвестного поселка Гирвас, что в Карелии, до фашистского логова – Берлина». .
Вот как вспоминает о первых днях войны генерал-майор авиации Белявский Сергей Михайлович, начавший свой боевой путь с Гирвасского аэродрома в звании старшего лейтенанта: «Начались тревожные будни войны, наполненные ожиданием боевой задачи. В это время летный состав находился в землянках или в лесу по эскадрильно и был в готовности по получении боевой задачи немедленно приступить к подготовке к боевому вылету. Командиры эскадрилий со штурманами дежурили на КП командира полка, ожидая получения задачи. Технический состав располагался у самолетов в готовности приступить к подготовке самолетов к вылету. Иногда до трех – четырех раз в день поступали сведения об изменении линии фронта, и летный состав тщательно наносил на свои полетные карты последние данные. Это было крайне необходимо, чтобы избежать удара по своим войскам».
С Гирвасского аэродрома летчики совершали боевые вылеты на скоростных бомбардировщиках «СБ» . В начале войны эти самолеты уже не оправдывали своего названия – скоростные. Предельная скорость наших бомбардировщика составляла 440 км в час, когда скорость «мессершмитта» - 600 км. в час. «Вторым недостатком СБ было слабое стрелковое вооружение. К тому же истребителей врага было в два-три раза, а в конце боя – в пять раз больше».

В первые месяцы войны наша авиация несла большие потери. Часто на родной аэродром самолеты возвращались изрешеченными, а летчики раненными. Военный врач О.С. Маршалкин, в начале войны служивший на Гирвасском аэродроме военным врачом, вспоминает: « Мне, как военному врачу авиационного полка, с первого дня начала боевых действий приходилось постоянно днем и ночью провожать и встречать летные экипажи, уходившие на боевые задания, оказывать медицинскую помощь прилетающим с боевых заданий. Очень часто экипажи возвращались на свой аэродром раненными после обстрела зенитной артиллерии, иногда эти ранения были очень тяжелыми, и только благодаря своей силы воли и ненависти к врагу они доводили свои израненные самолеты до вашего аэродрома». . И не все они выживали, умерших от ран летчиков хоронили недалеко от взлетной полосы. Бакулев А.А. на карте-схеме красным крестиком отметил место, где были могилы летчиков, а в письме в школьный музей пишет, что «на аэродроме погребены экипажи Бораева, капитана Подмазова и других». По свидетельствам старожилов поселка Гирвас капитан А.П.Подмазов и стрелок-радист Владимир Ухабин были похоронены на кладбище в деревне Уссуна, а 1958 году перезахоронены в братскую могилу поселка Гирвас, это подтверждает и акт о перезахоронении останков воинов, фамилии Подмазова и Ухабина есть на братской могиле. Жена Подмазова несколько раз приезжала в наш поселок, побывала на месте первого захоронения мужа в Уссуне, на берегу озера Палье, где погиб муж, на братской могиле. А вот фамилии Бораева, или других летчиков 72 авиаполка на братской могиле нет. Скорее всего, в годы оккупации они были сравнены с землей, в свое время их не могли обнаружить. Совместно с поисковым отрядом «Единство» мы планируем поиск захоронений на аэродроме.

Несмотря на потери, летчики проявляли мужество и героизм в борьбе с врагом, этому есть много примеров. О боевых вылетах летчиков с Гирвасского аэродрома и гибели экипажа Подмазова А.П. подробно написал в исследовательской работе ученик нашей школы Артуков Евгений. Дополнительно интересные факты из жизни летчиков 72 авиаполка я нашел в письмах ветерана полка Дрюнина Михаила Федоровича и Власенко Бориса Наумовича. В июле 1941 года после выполнения боевого задания не вернулся экипаж младшего лейтенанта П.Д.Совет. Он был сбит над территорией, занятой немецко-финскими войсками. Считали, что экипаж погиб полностью, но спустя восемь суток младший лейтенант Совет опухший, ободранный, но с автоматом вернулся в свою часть. Вот как об этом случае написал в газете Власенко Б.Н.: «В воздушном бою его машина получила тяжелые повреждения. Когда на самолете нельзя было уже находиться, тов. Совет покинул машину. Фашистские стервятники пытались отрезать купол парашюта и в воздухе расстрелять беззащитного летчика. Купол был разорван, и летчик упал в болото. Это было в глубоком тылу противника. Кругом – враги.
- Нет, комсомольцы не сдаются! – сказал себе Совет и, превозмогая боль, пошел на восток. В кармане только сто граммов хлеба. Впереди – неизвестный путь. Восемь ночей шел летчик по незнакомым тропам. На девятое утро он явился в свою часть». Дрюнин М.Ф написал о самом памятном дне в его жизни, когда полк улетал с аэродрома Гирвас: «В последних числах сентября 1941 года на аэродроме хорошо было слышно артиллерийскую и минометную стрельбу, фронт приближался к аэродрому, финны теснили наши наземные войска. Находиться на аэродроме стало опасно. Авиаполк организовал круговую оборону, все было приведено в боевую готовность для отражения противника. 29 сентября получили приказ перебазироваться на другой аэродром. Утром летный состав и часть технического состава улетели на самолетах на восточную сторону Онежского озера. А мне было приказано убывать наземным эшелоном – на автомашинах. Вечером, погрузив штабные документы, боеприпасы и техническое имущество на автомашины, я снял полковое Знамя с древка и обмотал его вокруг своего туловища, надел гимнастерку и шинель, сел на машину и в ночь выехал через Кондопогу на Петрозаводск, так как другие дороги контролировались финскими и немецкими войсками. Ночью в Петрозаводске сделали короткую остановку, а затем нас пропустили дальше на Вознесенье по дороге идущей по берегу Онежского озера. В Вознесенье нас переправили на пароме через Ивинский разлив, и среди дня 30 сентября мы прибыли в г.Вытегру, а оттуда на аэродром Девятины. 2 октября мы узнали, что Петрозаводск заняли финские войска. Эта поездка была очень рискованная и ответственная, целые сутки ехали вдоль и вблизи линии фронта, могли быть всякие неожиданности и неприятности. В любую минуту были готовы к бою. Эта поездка запомнилась мне на всю жизнь».

Последние оборонительные бои за поселок Гирвас и аэродром произошли 13-14 октября 1941 года. В годы оккупации Гирвасский аэродром использовали финские летчики. Были построены ангары для самолетов, жилые помещения, склады и авиамастерские. На аэродроме базировались истребители Брустер «Буффало» . В конце августа 1942 года воздушная разведка Карельского фронта выявила на аэродроме Гирвас двенадцать неприятельских самолетов. 1-2 сентября наша авиация совершила несколько налетов на аэродром Гирвас. «В итоге всех налетов по данным фотоконтроля и наблюдениям экипажей на земле было уничтожено девять и сбито в воздушных боях три вражеских самолета, были подожжены авиамастерские и часть жилых помещений».

Поселок Гирвас был освобожден бойцами 1068 стрелкового полка 313 стрелковой дивизии 2 июля 1944 года. Гирвасский аэродром вновь заняли наши войска. При разминировании аэродрома был смертельно ранен лейтенант Пожидаев Александр Емельянович. Его призвали в армию в 1938 году из города Щигры Курской области. «Это было осенью. Утром, когда он уходил из хаты, шел дождь. Провожали его с песней «Орленок» - он очень любил эту песню. Сразу почти он попал на Карельский фронт. А там и Великая Отечественная война началась. Так он домой и не вернулся, но живет в душе светлый образ хорошего человека. Он был правда хорошим человеком»,- написала в письме в школьный музей Марина Степановна Мозикова, племянница лейтенанта. (см. Приложение VII). Уроженка деревни Уссуна Бондарева Александра Федоровна вспоминала: « В 1944 году вернулась из эвакуации и была призвана в армию на Гирвасский аэродром. На аэродроме были палатки, землянки, работала на пищеблоке в БАО (батальон аэродромного обслуживания), у командира батальона была фамилия Чихота. После Гирваса были аэродромы Алакурти, в Польше, в Германии (Дрезден), окончила войну в Берлине».





На страже мирного неба

После Великой Отечественной войны аэродром в Гирвасе был перестроен: песчаный грунт был укатан щебенкой, новая взлетная полоса имела металлическое покрытие, позднее на часть взлетной полосы уложили асфальт, что сделало Гирвасский аэродром всепогодным и пригодным для тяжелых реактивных самолетов.

C 1951 года по 1958 год на Гирвасском аэродроме базировалась 108 отдельная разведывательная авиационная эскадрилья (ОРАЭ). Эскадрилья имела на вооружении самолеты ИЛ-28 , командиром войсковой части был сначала майор Хахлыкин, а потом майор Антоненко, последним командиром 108 эскадрильи был Кузнецов Сергей Петрович. Совместно с ИЛ-28 до 1958 года на аэродроме базировались истребители разведчики МиГ-15, имевшие аэрофотосъемочную аппаратуру для ведения воздушной разведки.
В 1958 году произошло переформирование 108-й разведэскадрильи в разведполк. Истребители МиГ -15 были переброшены из Гирваса в другие районы страны, а на Гирвасский аэродром был переброшен полк из Читы. Теперь это был отдельный гвардейский разведывательный авиационный полк (ОГРАП). Командиром полка стал Герой Советского Союза полковник Саевич.

Задачей воинской части на случай военных действий было обеспечение войсковых соединений в Карелии и на Кольском полуострове разведданными о противнике. Ежедневно летчики вели учебно-боевую подготовку: летали на учебное фотографирование, воздушную стрельбу по конусу. Летчик Петренко Дмитрий Антонович вспоминает: «В 1957 году я фотографировал не тронутую тайгу площадью около одной тысячи квадратных километров в районе железнодорожной станции Плесецк. Это была самая первая фотосъемка местности для строительства космодрома космических войск СССР. Летали также самолетами-целями на Москву и Ленинград для проверки противовоздушной обороны городов. Периодически вели радиолакационную разведку в западном направлении на глубину до полутаратысячи километров». Летали по заявкам артиллерии противоздушной обороны, воинская часть которой располагалась в районе Пряжи. Артиллеристы вели стрельбу по самолетам боевыми снарядами, но прицеливались «зеркальным способом», снаряды рвались далеко от самолета, не причиняя никакого вреда. В эскадрильи был очень опытный летный состав: летчики первого класса Чеботарев, Кузнецов, Долгов, штурмана первого класса Забелкин, Олиферовский, Молдавский. Они все были участниками Великой Отечественной войны, передавали свой опыт и мастерство летчикам и штурманам послевоенного поколения. Все, кто воевал в 108 эскадрильи, с большой любовью и уважением вспоминали первого командира Дончука Василия Ивановича.

Всю Великую Отечественную войну 108 ОРАЭ воевала в небе Карелии и Заполярья. В апреле 1944 года командиром эскадрильи стал гвардии майор Дончук Василий Иванович. «Для нас он был кумиром. Мы не чаяли в нем души. Молва и слава о нем ходили за ним по пятам. Но не только легенды о его подвигах восхищали нас, молодых. Мы поражались его неутомимому трудолюбию. По самым сложным и продолжительным маршрутам летал его экипаж. Личным примером Дончук зажигал наши горячие сердца». В октябре 1944 года самолет Дончука В.И. не вернулся с боевого задания. 2 ноября 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Василию Ивановичу Дончуку было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Дончук В.И. за годы войны «совершил 270 боевых вылетов на ближнюю и дальнюю разведку».
Но вот что написал в школьный музей бывший летчик 108 эскадрильи Гончарук Евгений Ильич, служивший на Гирвасском аэродроме с 1955 по 1960 год: «По официальной версии Дончук погиб в районе Киркенеса (это на севере, где сходятся границы трех государств: Финляндии, Швеции и Норвегии). Но потом, когда я летал командиром Ил-18 в Ленинграде, в разговоре с командиром УМО-6 (учебно-тренировочного отряда) Собчиком выяснилось, что он очень хорошо знал майора Дончука и уточнил его дальнейшую судьбу: Дончук не погиб, а был ранен и взят в плен немцами. После войны сталинские лагеря – организовал сопротивление и уже от своих пуль закончил свой жизненный путь».
Пока мы не нашли документально подтверждения или опровержения этой версии, это тема отдельного исследования.



Последний полет

В мирное время полеты на военных самолетах тоже были связаны с риском. Три экипажа, поднявшиеся в воздух с Гирвасского аэродрома, погибли при исполнении служебного долга.
Первая катастрофа произошла 27 мая 1957 года. Было солнечное тихое утро. Вдруг раздался страшный взрыв, рядом с поселком упал самолет. Погибли летчик Куцевалов В., штурман Сарычев В., стрелок-радист Савельев и старший штурман эскадрильи Забелкин В.И., участник Парада Победы в июне 1945 года. (См. Приложение IX). По версии комиссии летчик после взлета ошибочно вместе с уборкой взлетного режима включил стопкраны топлива и двигатели остановились. « Чтобы не упасть на дома самолет отвернул вправо, так в правом крене и столкнулся с землей. Запустить двигатели в воздухе он не мог, слишком малая была высота, и сесть не мог – поперечная гряда, дома… Если бы впереди было поле (вместо поселка) он бы преспокойно сел на брюхо. Но поля не было, были дома жилые, где жили и наши семьи. Катапультироваться экипаж не мог… и ребята, отвернув от домов, погибли». Экипаж хоронили с воинскими почестями всем поселком на гирвасском кладбище.

Декабрьским морозным вечером люди спешили на последний сеанс в местный Дом культуры. Внезапно над головами со страшным шумом пронесся самолет, и через какое-то мгновение за поселком прогремел мощный взрыв. Это произошло 11 декабря 1959 года. Погибли летчик И.Небесихин, штурман А.В.Русов и стрелок-радист, к сожалению, имени его никто не помнит, он был из солдат срочной службы. Вот как вспоминал об этом событии старожил поселка Степанов Василий Степанович: «Самолет крылом срезал вершины нескольких толстых деревьев и понесся далее, но было разбито левое крыло и поврежден корпус всего самолета. Потекли баки с горючим. Самолет продолжал свой предсмертный полет, срубая на пути верхушки молодых деревьев и выворачивая с корнем старые деревья. Вот и правое крыло оторвало и искореженный самолет, немного пролетев по инерции, упал и взорвался. Летчики, как видно катапультировались уже в последнюю минуту, так как тела их и один раскрывшийся парашют нашли недалеко от обломков самолета». По заключении комиссии катастрофа произошла из-за ошибки молодого, малоопытного летчика послевоенного выпуска И.Небесихина, но экипаж сделал все возможное, чтобы самолет не упал на поселок. В поселке Гирвас улица, на которой жила семья Русовых, носит его имя, а на том самом месте, где упал самолет, стоит обелиск.

В 1960 году произошла катастрофа самолета Ил-28. Это был ночной полет, шел снежок, была низкая облачность, экипаж в составе летчика Кныша, штурмана Эркина и летчика-радиста возвращался на аэродром после выполнения полетного задания. «Локаторов тогда не было, дальномеров не было, далеко аэродром или нет по бортовому локатору точно определить было очень трудно. Очевидно, экипаж искал огни аэродрома, а низкая облачность и плохая видимость привели ночью к очень большому снижению, и самолет в режиме полета на скорости столкнулся с землей. Ребята погибли». Самолет упал в районе деревни Тивдии.
В связи с решением о значительном сокращении вооруженных сил в стране воинская часть в Гирвасе была расформирована в 1960 году. «Часть личного состава офицеров демобилизована, а оставшаяся распределена по другим военным округам. Самолеты перегнаны были в глубь страны. Военные к осени 1960 года покинули Гирвас».



Заключение
С 1960 года Гирвасский аэродром стал запасным военным аэродромом. для авиаполка, базирующегося на аэродроме Бесовец. На аэродроме находилась воинская часть, обеспечивающая охрану, содержание взлетной полосы и всего оборудования в боевой готовности. Солдаты срочной службы жили в казармах при аэродроме, а в поселке была выделена квартира для командира части. Регулярно на аэродром прилетали эскадрильи из Бесовца, и истребители СУ-15 совершали с Гирвасского аэродрома учебные полеты. На аэродроме был стартовый командный пункт, радиостанции ближнего и дальнего привода, взлетная полоса была оборудована свето-техникой – прожекторами диаметром девяносто сантиметров. Все это позволяло обеспечить безопасный взлет и посадку истребителей СУ–15. В 60-70-е годы военнослужащие были частыми гостями школы, помогали проводить смотры строя и песни, игру «Зарница», несли почетный караул при проведении митингов 23 февраля и 9 мая.

С каждым годом количество военнослужащих на Гирвасском аэродроме сокращалось, а с 1992 года аэродром не охраняется. «Предприимчивые» граждане разобрали казармы, другие служебные помещения, сняли со взлетной полосы железные листы, построив из них гаражи и заборы.
В настоящее время территория аэродрома по прежнему находится в ведении Министерства обороны, он до сих пор считается запасным аэродромом, но по прямому назначению не используется. На аэродроме проводят слеты байкеров, рок-фестивали, учатся водить машины начинающие автолюбители.
А как бы хотелось, чтобы с нашего аэродрома вновь взлетали самолеты, на которых могли подняться в небо все желающие, чтобы с высоты птичьего полета полюбоваться красотой нашего края. А недалеко от взлетной полосы стоял маленький домик «Музей Гирвасского аэродрома».

Сорока Валерий
материал из Фонда Гирвасского школьного музея













Список литературы

1. Артуков Е.А. Бои местного значения. Исследовательская работа, МОУ ГСОШ, 2010.
2. Башаев В.В. Воспоминания. Фонд Гирвасского школьного музея.
3. Белявский С.М. Воспоминания. Фонд Гирвасского школьного музея
4. Бондарчук В.П. Воздушные разведчики. – Петрозаводск: Карелия, 1985
5. Власенко Б.Н. Воспоминания. Фонд Гирвасского школьного музея.
6. Гончарук Е.И. Воспоминания. Фонд Гирвасского школьного музея.
7. Дрюнин М.Ф. Воспоминания. Фонд Гирвасского школьного музея.
8. Дурасова Т.Б. Будет жить Родина – будем жить и мы. – Петрозаводск: Карелия,1985
9. Иноземцев И.Г. В небе Заполярья и Карелии
10. «Ленинское знамя», 1941г., 30 августа, № 205
11. Маршалкин О.С. Воспоминания. Фонд Гирвасского школьного музея
12. Петренко Д.А. Военно-исторический очерк о летной воинской части поселка Гирвас. Фонд школьного музея.
13. Степанов В.С. Воспоминания. Фонд Гирвасского школьного музея  

 


 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Другие новости по теме

    Template not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tpl

 


Комментарии (0)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.