Жемчужина Карелии. Город Кондопога.

 

Фольклорный праздник на Киваче

 | Просмотров: 14 242 |

Фольклорный праздник


В рамках празднования Года Охраны окружающей среды, а также объявленного в республике Карелия Года карельского языка, заповедник «Кивач» информирует о проведении 27 июля (в субботу) фольклорного праздника на своей территории.

В программе праздника примут участие народные коллективы и фольклорные группы Кондопожского района, прозвучат песни, как на русском, так и на карельском или финском языках (обязательное условие для участия). Зазвучат всеми любимые гармошки, нашим гостям будет предоставлена возможность услышать волшебные звуки кантеле.

Начало программы фольклорного праздника – в 14.00 часов.

Место проведения – центральная площадь заповедника.

Продолжительность программы – 1,5 часа.

Будет работать кафе-шашлычная.

Ждем в гости жителей и гостей Карелии!


Фольклорный праздник на Киваче


О системе народных праздников и фольклорных фестивалей в Республике Карелия
В процессе развития народных праздников и фольклорных фестивалей в Республике Карелия на протяжении ХХ-начала ХХI веков возможно выделить несколько этапов. В дореволюционный период в Карелии существовала естественным образом сложившаяся система традиционных религиозных праздников. Каждая церковь или часовня, существовавшие практически в каждом населенном пункте Карелии, были освящены в честь того или иного святого или какого-либо крупного события церковного календаря, например, Рождества Богородицы, Введения ее во Храм, Вознесения Иисуса Христа и т.п. На эти праздники традиционно собирался весь род, и, особенно, молодежь брачного возраста. Она на правах гостей участвовала во всех формах праздничной жизни - церковных службах, беседах, гуляньях. Нередко целью и итогом подобного гостевания молодежи у родни было заключение браков. Поэтому в этнографии такие праздники назывались съезжими.

В двадцатые- тридцатые годы ХХ века на основе установленных советских форм государственной идеологии система традиционных съезжих праздников была практически разрушена. Освободившиеся ниши стали заполняться праздниками государственного характера. Как и традиционные праздники, на протяжении годового цикла они образовали собственную целостную систему. Главной задачей подобных праздников было объединение и сплочение населения - трудящихся масс - вокруг государственных и партийных идейных ценностей. На этом основании за подобными праздниками закрепилось название "народные".

В 1970-1990-е годы в Республике Карелия началось массовое краеведческое движение как ученых, так и исследователей- любителей, местных краеведов - учителей, библиотекарей. В этот процесс активно вовлекались школьники и студенты. Пожилые люди, участвовавшие или видевшие во времена своего детства праздники и активно делились воспоминаниями о традиционных праздниках и их содержании, исполняли традиционные песни и танцы. Патриотически настроенные краеведы в целях формирования у молодежи и односельчан (горожан) чувства любви и привязанности к своей малой родине сумели выявить, обосновать событийно и сформировать на местах достаточно новые по содержанию праздники. Так появилась система местных, преимущественно летних праздников в честь родного села, поселка, города.

Открытие населением нашей республики нового для себя пласта культуры - фольклорных местных традиций позволило в 1980-2000-х годах не только обогатить содержание местных праздников, но и сформировать на их основе совершенно новые. Так появился праздник карельского юмора в деревне Киндасово Пряжинского района, Межрегиональный праздник вепсов "Древо жизни" (с.Шелтозеро), Ингерманландский праздник Иванова дня (г.Петрозаводск), детский фольклорный праздник в честь Троицы (г.Олонец) и т.д.

Последнее десятилетие ХХ века в Республике Карелия было отмечено процессами роста национального самосознания коренного населения края, идеями возрождения и развития родных языков и культуры. С опорой на новые общественно значимые реалии оживилась, стала более глубокой по содержанию, свободной от устаревших норм государственной идеологии работа краеведов. На смену распавшимся большим по составу любительским творческим коллективам пришли новые - небольшие ансамбли, ориентированные на традиции местной культуры. Их деятельность, усилившая и углубившая работу краеведов, позволила начать возрождение старых, дореволюционных съезжих праздников. В конце 1990-х годов особенно успешно эта работа в отношении летних праздников была проведена в Олонецком районе. Так, например, возродились праздники в честь св.Петра и Павла (июнь-июль) в с.Коткозеро, Троицы в г. Олонце, св.Михаила (май) в с. Михайловское и др. Часто по срокам эти праздники совпадают с ранее установленными местными праздниками села и, постепенно дополняют их. Вследствие того, что основной движущей силой таких праздников является сельский фольклорный ансамбль, а потребителями его творчества жители этого села, праздники определяются сегодня как фольклорные. Возрождая традицию старых съезжих праздников, современные организаторы приглашают к себе в село гостей - фольклорные коллективы своего района или из других районов Карелии, Северо-Западного региона России, из-за рубежа (например, побратимов из Финляндии, Швеции, Норвегии).

Наиболее заметными в палитре местных праздников в Карелии стали праздники Ильина дня ( август) : в д. Вокнаволок г. Костомукша, д. Панозеро Кемского района, в Водлозерском национальном парке в Пудожском районе. В 2003 году впервые на подобный праздник местные жители, гости из населенных пунктов Заонежья, г. Медвежьегорска. Г. Петрозаводска собрались в крохотной деревушке За?губье (возле с. Толвуя) Медвежьегорского района.

С течением времени краеведы и энтузиасты на местах стремятся возродить не только крупные по масштабу праздники в центральном селе куста деревень, а и систему старинных съезжих праздников своего куста деревень в полном объеме на протяжении всего года. Так, в Пряжинском районе усилиями местных краеведов и дирекции нового учреждения Национального центра сямозерских карелов "Сямозерье" с 2003 года уже ведется подобная работа. Сходная тенденция наблюдается и в других районах Карелии, например, в Беломорском, Кемском, Медвежьегорском.

В ходе сложного процесса пробуждения чувства привязанности местного населения к навсегда покинутым родным местам происходит становление встреч бывших односельчан. Так, жители карельского Подужемья (Кемский район) встречаются на землях своих бывших затопленных деревень один раз в год - в июне. За этой встречей закрепилось название "День погибших деревень". Аналогичная встреча происходит и в местах некогда большого куста деревень Беломорской Карелии - Аконлахти в Петров день (июль).

На грани веков участники карельского национально-культурного движения определились с важными с точки зрения истории развития культуры персоналиями и национальными символами. В их честь стала формироваться целая система ранее не существовавших праздников и фестивалей. С 1992 года в Республике Карелия раз в два года проводится Международный "Кантеле-фестиваль" (V фестиваль состоялся в июне 2003 года). Одним из наиболее устоявшихся в Республике Карелия является праздник "Сказочный корабль Коргуева" в честь знаменитого сказителя в Лоухском районе (проводится с середины 1990-х годов) , "Родичи" в д. Хайколя Калевальского национального района (с 1999 года, первая декада июля) в честь народного писателя Карелии Ортье Степанова; фестиваль карельской народной поэзии им. В.Брендоева (с 1998 года, первая декада сентября) в Олонецком районе; песенный фестиваль им. самодеятельного композитора Вейкко Пяллинена в Дни "Калевалы" (с 2001 года по нечетным годам, 28 февраля) в г. Костомукша. Решено сделать традиционным песенный фестиваль в честь основоположника карельской национальной песни Ивана Левкина "Песни карельских сосен" в г. Кондопоге и Кондопожском районе (впервые состоялся в мае 2003 года). Второй год ( с 2002 года) в д. Кинерма Пряжинского района проходит "Праздник топора". В августе 2003 года начался многолетний международный проект "Четыре сезона в Калевале" - фольклорный фестиваль в д. Юшкозеро Калевальского национального района.

Большой общественный резонанс получают мероприятия, проводимые Республиканским центром национальных культур. С 28 февраля по 9 апреля 2004 года в третий раз пройдет республиканский марафон "Калевальская мозаика", мероприятия которого посвящены культуре и языкам финно-угорских народов Карелии. Широко представлена культура всех национальных диаспор Карелии на республиканском фестивале "Национальная палитра Карелии". На протяжении пяти лет заслуженной популярностью у петрозаводчан пользуется татарский праздник "Сабантуй" (ежегодно в июле, г. Петрозаводск). Жители Петрозаводска имеют возможность посетить армянские, грузинские, еврейские праздники и праздники других народов Карелии. Заслуженной признательностью пользуются проводимые ежегодно в мае Дни славянской письменности и культуры.  

 


 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Другие новости по теме

 


Комментарии (0)