Жемчужина Карелии. Город Кондопога.


Рейтинг@Mail.ru
Majordomo.ru - надёжный хостинг

 | Просмотров: 897 |

История Успенского православного прихода в г. Кондопоге


Первыми русскими поселенцами в наших местах в XIв. стали предприимчивые охотники и торговцы пушниной; в основном это были Новгородцы, которые постепенно начали осваивать край и подчинять его вечевой Новгородской республике в экономическом и политическом отношении.
Поначалу Новгородские власти заботились о «дани», т. е. о налогообложении присоединенных земель. Князья и бояре сохраняли местную племенную структуру присоединенных народов и оставались терпимыми к религиозным верованиям северных народов. Но уже в начале XIII века Новгород изменил свое отношение к вероисповеданию поданных. «В лето 6735 от сотворения мира (1227г.) князь Ярослав Всеволодович, послав крести множество карел, мало не все люди…», гласит запись в Лаврентьевской летописи. Крещение по приказу князя и правящего епископа проводилось в наиболее заселенных карелами и вепсами местностях. Но одновременно с этим «официальным» путем христианизации северного населения шла очень трудная (и духовно и физически) работа православных монахов – миссионеров. В основном это были монахи из Новгородский монастырей, но встречались и киевляне и даже греки. Многие искали уединенных безлюдных мест для полной отдачи себя Богу, но Он открывал святость их жизни окружающим племенам и делал их крестителями и духовными наставниками местных жителей в самых глухих уголках. Процесс этот происходил медленно с потом, кровью и слезами первых миссионеров На месте их духовных подвигов в последствии возникли известные монашеские обители (Валаамский, Палеостровский, Муромский – самые древние монастыри на территории Карелии).

Последствием массовой христианизации населения Карелии стало утверждение нового административного – территориального деления, в основе которого лежала церковно – приходская организация. Крестившись в православие, карелы должны были принять священников из Новгорода, выделить землю для постройки церквей и само-организоваться в христианские общины – приходы.

В XIII веке происходит окончательное укоренение русских крестьян в Заонежье. Первое письменно зафиксированное упоминание Кондопоги датируется 1496 годом, и чудом дошло до наших дней в более позднем источнике со ссылкой на несохранившийся документ.

Первое же упоминание церкви Успения в Кондопоге относится к 1563 году (писцовая книга дьяка Андрея Лихачева). В это время Успенский храм был так называемый «выставной» (филиалом) Никольского Шуйского погоста (нынешнее село Шуя). Священником в этой книге упоминается Иоанн Алексеев, а с ним дьчек и пономарь. Успенская церковь была построена на общих землях трех новгородских бояр близ деревни Осташки Андреева. В административном же отношении в Кондопоге сходились границы Шуйского Никольского и Кижского Спасского погостов.

В это же время (середина XVI века) в Кондопоге растет число русского населения (оно прибывает в основном из Кижского погоста).

Как строились церкви в таких деревнях как Кондопога в это далекое время? Остановимся подробнее на этом.

Все начиналось с осознанной потребности иметь христианский храм рядом с жильем, ощущать помощь Божию в трудах и помыслах. Односельчане обращались к грамотным людям (скорее всего это были священники из Шуйского погоста) с просьбой написать от их имени «мирское» прошение Новгородскому архиерею. Крестьяне обычно писали, что без храма духовно гибнут, без причащения Святых Тайн помирают и т.д.. Указывали, какое место выбрали под храм и кладбище, перечисляли обязательства прихожан по содержанию храма и причта. Затем деревенский сход избирал мирских посыльщиков, которые и отправлялись в дальний путь – в Новгород. Там они испрашивали у правящего архиерея благословенную («храмозданную») грамоту. Только наличие такой грамоты означало законное, канонически правильное начало дела. С получением такой грамоты у крестьян появлялись новые заботы: они искали и нанимали «церковных мастеров» для строительства храма, заготавливали лес, договаривались с иконописцами, заботились о приобретении необходимой церковной утвари, сосудов, книг, подсвечников и т. д..

Когда строительство храма было завершено, в Новгород опять отправлялись посыльщики. К этому моменту это был уже выбранный сходом церковный староста и его помощники. В Новгороде правящий епископ передавал со священником священный антиминс (часто бывало, что крестьяне приводили своего кандидата во священники) и давал указания как освятить вновь построенный храм. Освящение храма проходило при соборном служении священников из ближайших церквей (или монастыря) и при большом стечении народа. Церковный староста от имени мира и с его согласия заключал со священником договор, в котором оговаривался срок службы священника, стоимость треб, обязанности мира по содержанию священника и причта. Подати священник платил с данной ему земли также, как и все крестьяне.

Кроме своих прямых обязанностей, священник скреплял своей подписью договоры и другие мирские документы. Для своей церкви крестьяне нанимали не только священника, но и трапезника, отвечавшего прежде всего за исправное содержание трапезной – места волостных сходов, суда заключения сделок, хранения волостного архива. Также он должен был топить помещение трапезной в зимнее время, мыть пол, лавки и стены, вместе с пономарем по воскресным дням и праздникам звонить на колокольне, собирать крестьян на сход, заготавливать лучину для освящения трапезной, участвовать в крестных ходах, а также хранить котел для варения братчинного пива и варить это самое пиво к большим праздникам, которые отмечались всем приходом в трапезной после церковной службы. Трапезник имел право жить в церковной деревне, где ему предоставлялся дом и огород.

Таким образом, в XVI – XVII веках и начиналась приходская жизнь В конце XVI века резко ухудшилось военно-политическое положение России. Иван IV («Грозный») проиграл Ливонскую войну, в результате того шведы под командованием Поптуса Делагарди в 1581г. захватили весь Карельский уезд и постоянно вторгались в Лопские и Заонежские погосты, повсюду производя страшные опустошения. Это продолжалось до начала 1590-х г.г.. Не обошли стороной шведы и Кондопогу. В писцовой книге 1582-1583 годов говориться о пустом церковном месте, сгоревшей церкви и избитых крестьянах, здесь упоминается и священник Михаил Нефедов с дьячком Первушкой. Но Кондопожские крестьяне быстро оправились от швендского набега и в1585 г уже стоит новая Успенская цкерковь. Как отмечает летопись, она была с тремя алтарями и «верх шатром».

1585г. отмечен в истории Кондопожского прихода одним важным событием, которое более чем на 120 лет влияло на жизнь прихода. Писцовая книга 1616 г. сообщает, что в 1585 году появился монастырь на Вашеозере на острове « на черном лесу», и уточняет: «а зачал тою пустыню строитель Иосаф». История этого монастыря, возникшего в 11-ти км. от Кондопоги, ещё мало изучена, однако известно, что первоначально иноки построили церковь во имя Преображения Господня, а чуть позже, рядом с ней храм во имя св. Николая.

Что происходило в Кондопоге в период 1590-1610г.г.. можно только гадать. Никогда прежде крестьяне не испытывали такой нужды. Смутное время в государственном положении России очень сильно влияло на приграничные районы. Здесь бушевали шведские военные отряды, спешно позванные Василием Шуйским в Россию в качестве союзников в войне с Польшей. Из захваченного шведами Тихвина через заонежские погосты к Белому морю шли разрозненные банды казаков (они были на стороне шведов), грабя и убивая местное население в окрестностях Онежского озера. В это тяжелое время погибает в пожарах войны и вторая Успенская церковь.

Заканчивается смутное время, Россией начинает править династия Романовых и на север посылаются вновь дозорщики и переписчики. В 1616-1619г.г. в земельных книгах находится описание уже нового храма в Кондопоге: «теплая церковь с крышей покрытой железом, с трапезной». Упоминаются также колокола, которые находились на звоннице. В 1628 году писари Никита Панин и Семен Копылов обследовали и подробно описали вновь отстроенную церковь Успения в Кондопоге. Они оставили подробное описание мебели, икон, книг, богослужебной утвари, колоколов, подарков членов общины и т. д.. В это время на севере в приходах укрепилась и строго поддерживалась поколениями крестьян традиция строительства домов для вдов, сирот и калек. Эти дома – «избушки», как они назывались, строились всем миром и кормили обитавших в них нуждающихся тоже всем миром. В Кондопоге рядом с Успенской церковью стояло две таких избушки.

В этот же период Вашеостровский монастырь возрастает и укрепляется братией, по описи 1620 года под руководством игумена Тихона в монастыре было 10 монашеских домов, в которых проживали 16 монахов, и еще 20 человек были на службе у монастыря, были построены: хлебопекарня и конюшня. В ближайшей деревне (Новинка) был монастырский скотный двор и водяная мельница на Торп-ручье. Дополнительно к этому, молодым царем Михаилом Романовым монастырю была подарена ближайшая от Кондопоги деревня Никольская. Монахи построили в деревне свои дома, где самостоятельно вели хозяйство.

Монастырь принял на свое попечение детей сирот (их было очень много после шведских набегов), которые помогали монахам на работе в полях. Жили они в шести, специально построенных для них домах. Близость монастыря очень оживила духовную жизнь Кондопожского прихода.

В 1616-1628 годах в Успенской церкви служил иерей Игнатий, в 1646г. упоминается иерей Петр, а в 1678г. – иерей Борис. В самом конце XVII-начале XVIII веков в Успенской церкви служат внуки отца Игнатия – иерей Прохор и дьячком Иоанн – Агеевы.

Наступил XVIII век. Петр I строит Петербург и Петрозаводск, глобальные государственные реформы потрясают Россию, касаются они и церковной жизни. Монастыри привлекаются к разнообразным работам, связанным с обеспечением военной промышленности. Это становиться непосильным бременем для маленьких монастырей, они постепенно приходят в упадок. В 1723 году Вашеостровскиая пустынь была приписана к Александро-Свирскому монастырю, а в середине 18-го века она окончательно упраздняется, церкви же её приписываются к Кондопожскому приходу.

В 1707 году в документах упоминается новый священник Успенской церкви – отец Лазарь. В этот же период Кондопожский Успенский приход становится самостоятельным.

В 1760-е г.г. начинается промышленная разработка тивдийского мрамора, и Кондопога становится перевалочным пунктом при перевозке мрамора в Петербург водным путём. Местные купцы подряжались на перевозку мрамора, а крестьян часто приписывали к работам на мраморной ломке. Это вызывало недовольство, что в итоге привело к крупному для Карелии восстанию крестьян в 1771 году («кижское восстание»). В это бурное для Кондопоги время происходит строительство новой Успенской церкви, которая и сохранилась до наших дней. Предыдущая (третья) церковь просуществовала значительно долго. По-видимому она настолько обветшала со временем, что её пришлось разобрать. Нынешняя церковь была построена в 1774 году (об этом есть архивная запись) на «средства и тщанием» прихожан.

К моменту освящения храма были написаны иконы для иконостаса и, особо почитаемая в наших краях, Тихвинская икона Божией Матери. Во время недавней реставрации на ней была обнаружена надпись, в которой говорилось, что это точный список с чудотворной Тихинской иконы, написанный в 1771 году.

Первоначальная конструкция иконостаса была тябловой, но впоследствии его закрыл резной иконостас в стиле «Екатерининского барокко». По описи храма за 1875 год стало известно,что по стенам церкви были повешены иконы, сохранившиеся из иконостаса предыдущего храма, в том числе и Царские врата. К сожалению, пока не удалось найти в архивах, как прошло освящение церкви и кто был в то время настоятелем храма

29 января 1788 года был рукоположен во священники и назначен настоятелем Успенской церкви Стефан Соколин. В тот год ему исполнилось 26 лет. Отец Стефан станет родоначальником большой династии церковнослужителей, так с 1817 года, с ним в сане дьякона начнёт служить его сын – Иван Соколин. После кончины о. Стефана настоятелем храма был назначен иерей Пётр Туманов ( он приехал в Кондопогу из Лижмы в 1818году в должности дьячка).

В 1829-1831годах рядом с Успенской церковью на средства прихожан (2500 руб.) была построена деревянная колокольня. Её срубил пудожский плотник Василий Акимов. Для колокольни были приобретены различными благотворителями шесть колоколов.

В 1829 году, усилиями епископа Игнатия, в Петрозаводске открылась Олонецкая духовная семинария. В ней стали обучаться будущие священники и учителя для церковно- приходских школ и училищ. В первые годы существования семинарии в ней получат образование сыновья отца Петра и дьякона Ивана. А в1848 году в Кондопоге происходит одно из самых значительных событий – при полном согласии всего кондопожского мирского общества было дано «добро» на открытие сельского приходского училища. Была составлена подробная карта, на которой чётко обозначались границы территорий, где на каждого прихожанина распределялся определённый денежный взнос на организацию этого училища. Первым настоятелем училища стал Василий Феофоров, закончивший семинарию, курс обучения был трёхклассный. Сначала учеников было не- много (5-20 человек), а занятия проходили или в доме священника или в домах прихожан, которые могли предоставить в них помещения для занятий. В училище преподавались такие предметы,как Закон Божий, чтение церковно-славянской и гражданской печати, письмо с прописью и арифметика. В 1850-е годы настоятелем училища был сын о. Петра – Иван Туманов. За свою талантливую и добросовестную педагогическую деятель-ность он не раз удостаивался похвал от высших церковных и гражданских чинов.

В середине XIX века численность населения Кондопоги увеличивается, растёт число зажиточных крестьян и купцов. Через Кондопогу проходит вновь построенный почтовый тракт Петрозаводск – Повенец. По-прежнему, активно добывается тивдийский мрамор для нужд Петербурга. Всё это дало возможность прихожанам Успенского прихода построить в1857 году зимнюю церковь. Главный престол у неё был посвящен празднику Рождества Пресвятой Богородицы, а второй престол – празднику Святой Троицы. Храм был построен по типовому проекту, утверждённому Священным Синодом. Он имел пять куполов, стены были бревенчатые, обшитые доской и покрашенные в белый цвет. На благоукрашение храма много жертвовал бывший уроженец Кондопоги Санкт-Петербургский мещанин Иван Иванович Козачков. В это время настоятелем храмов был иерей Василий Бланков. Он закончил духовную семинарию в Новгороде Великом. К сожалению, в 1868 году он был низведён в должность дьячка за «повенчание несовершеннолетней» и переведён в соседний Шуйский приход, а в 1879 году он был восстановлен в чине священника и назначен во вновь открывшийся приход в селе Вохтозере Кондопожской волости. После отца Василия настоятелем церквей назначается иерей Симеон (Соколин, внук о. Стефана).

В 1875г. была составлена главная церковная и ризничная опись Успенской церкви. Этот документ представляет собой большой исторический интерес. В этот же период времени часть российской научной и культурной интеллигенции начинает заново открывать древнерусскую культуру и, как часть её, деревянное зодчество. На северо-запад России отправляется множество экспедиций, часть из которых побывала и в Кондопоге. С тех пор Успенскую церковь стали признавать, как один из шедевров древнерусского деревянного зодчества.

С 1875г. по 1898г. настоятелем Кондопожских храмов был священник Пётр Веселов, а с 1898г. по 1912г. – священник Иоанн Александрович Смирнов. О. Иоанн окончил Олонецкую духовную семинарию. Во время своего служения в Кондопоге он был законоучителем к тому времени уже двух земских училищ , заведовал двумя сельскими церковно-приходскими школами, а также был благочинным третьего округа Петрозаводского уезда. Он оставил после себя добрую память среди прихожан, что сохранилось в прессе того времени и в архивных документах. Хочется отметить тот факт, Что его родной племянник в будущем станет митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином, который в 1922г. примет мученическую смерть и будет причислен к лику святых в 1992г.

С 1912г. по 1937г. настоятелем в Кондопоге был о. Иоанн Петрович Лядинский. Своё служение здесь он начал в возрасте 41 го года. На его долю выпал весь ужас революции и всех последующих репрессий. К 1917 г. о. Иоанн занимал те же должности, что и его предшественник – о. Иоанн Смирнов. У о. Иоанна было шестеро детей, он пользовался любовью и уважением прихожан, о чем свидетельствовали многочисленные воспоминания старожилов Кондопоги. В 1922г. из Кондопожских церквей были изъяты два серебряных евхаристических набора – единственное, что было ценное в храмах. Но богослужения о. Иоанн проводил в храмах вплоть до 1930г., когда власти закрыли Успенский храм, а в храме Рождества Богородицы сделали клуб. Не смотря не на что о. Иоанн продолжал тайно служить по домам и окрестным деревням. В 1932г. он вместе со своей женой Анфисой были лишены всех прав и высланы на лесозаготовки в отдалённый район Карелии. В начале 1937г. о. Иоанну с женой разрешили вернуться к сыну в ближайшее село к Кондопоге, но уже в октябре 1937г. он был вновь арестован и был осужден тройкой НКВД к расстрелу по общему делу с односельчанами о «колхозниках – вредителях». О. Иоанн был расстрелян в окрестностях Петрозаводска 21.10.1937г. в возрасте 66-ти лет.

История Успенского православного прихода в г. Кондопоге
История Успенского православного прихода в г. Кондопоге


Священники и притч Успенского прихода в с. Кондопога (по архивным данным).
1. иерей Иоанн (Алексеев) 1563г.
2. иерей Михаил (Нефёдов)
дьячок Первушка
пономарь 1582-1585г.г.
3. иерей Игнатий (Фёдоров)
дьячок Андрей (Елизарьев)
пономарь Карп (Алексеев)
просфирница Мария (1616г.)
просфирница Феврония (1631г.) 1616-1631г.г.
4. иерей Пётр 1646г.
5. иерей Григорий (Петров)
просфирница 1646г.
6. иерей Борис (Иванов)
дьячок Денис (Евстафьев)
пономарь Иоанн
просфирница Анастасия 1678г.
7. иерей Прохор (Агеев)
дьякон Иоанн (Агеев) 1678-1707г.г.
8. иерей Лазарь (Созонов)
дьячок Михей (Лаврентьев)
просфирница Феодосия 1707г.
9. иерей Алексей (Иванов)
дьячок Гавриил (Алексеев)
пономарь Емельян (Иванов) 1782г.
10. иерей Стефан (Соколин)
дьячок Василий (Горвенский)
пономарь Иоанн (Соколин) 1795-1818г.г.
11. иерей Пётр (Семёнов-Туманов)
дьякон Иоанн (Соколин)
пономарь Симеон (Соколин)
просфирница Анна 1819-1854г.г.
12. Иерей Григорий (Дворецкий) 1854-1857г.г.
13. иерей Василий (Амасийский-Бланков)
дьячок Иван (Светлов)
наставник церковно-приходского училища — Иоанн (Туманов) 1857-1868г.г
14. иерей Симеон (Соколин)< 1868г.
15. иерей Пётр (Веселов)
пономарь Василий (Соколин)
просвирня Ирина (Туманова) 1869-1875г.г.
16. иерей Иоанн (Смирнов)
пономарь Афанасий (Туманов) 1898-1912г.
17. иерей Иоанн (Лядинский)
пономарь Петр (Ницын) 1912-1930г.г.



Материалы собрала Соболева Ирина Рудольфовна.
 

 


 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Другие новости по теме

    Template not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tpl

 


Комментарии (0)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.