Ш ироко и далеко разнеслась по земле слава Кижского погоста. Величаво его
многоглавие.
Но не только многоглавыми, а и шатровыми храмами славна Русская земля. Именно
они стали ведущим типом народного деревянного зодчества. Возникновение и
распространение на Руси шатрового деревянного зодчества прямо связано с
практикой военно-оборонительного строительства и порожденными им архитектурными
образами. Самый древний из них — образ сторожевой башни-вежи. Ее суровый
и неприступный вид как символ независимой силы и спокойствия был наполнен
глубоким патриотическим содержанием.
С шатровым зодчеством, этим замечательным явлением русской архитектурной
мысли, связаны и общественно-философские позиции русского народа. В лучших
памятниках шатрового зодчества во всю силу звучит героическая тема русской
народной архитектуры.
Вершина шатрового деревянного зодчества - Успенская церковь в Кондопоге.
Нет ей равных среди шатровых церквей. Удивительная и единственная в своем
роде, она вместе с тем - типичный образец деревянных храмов местного прионежского
типа, которым присущи две весьма характерные особенности - расширение центрального
столпа кверху и фронтонный пояс на восьмерике. Благодаря этому расширению
погашается при взгляде снизу перспективное сужение восьмерика, башня-шатер
как бы увеличивается в размерах. Потому-то и кажется Кондопожская церковь,
когда подойдешь к ней, такой величественной, потому так мощно взлетает она
над головой, такой веет от нее строгой силой и державной сановитостью, сосредоточившей
в себе гордую непреклонность и свободолюбие северян.
Не следует забывать, что когда строилась Кондопожская церковь (1774 г.),
северное народное зодчество уже стало подвергаться заметному влиянию господствующей
архитектуры - барокко и классицизму. Не следует забывать, что село Кондопога
являлось местом, где влияние архитектуры «Северной Пальмиры» было особенно
сильным. Ведь именно в Кондопоге грузили на суда гранит, мрамор, готовые
архитектурные детали, идущие на строительство Исаакиевского и Казанского
соборов, Зимнего и Мраморного дворцов и других сооружений. И именно прионежские
мастера и плотники, работавшие в Петербурге, первыми привнесли в народное
деревянное зодчество Олонецкого края новые мотивы декоративной обработки
церквей и крестьянских изб - барочные иконостасы и фигурные наличники на
окнах, трехарочные завершения балконов у светелок с витыми колонками и точеными
башенками и весь пышный резной декор, столь характерный для деревянного
зодчества Прионежья XIX века.
Однако, несмотря на то, что Кондопожская церковь создавалась в сравнительно
позднее время и в атмосфере новых влияний, сами эти влияния совершенно не
коснулись ее архитектуры. Более того, строители как бы сознательно игнорировали
все новые течения, идущие от господствующей культуры, и подчеркнуто противопоставляли
им древние традиции народного зодчества. Она представляет собой воплощение
этих традиций, взятых в их классически чистом и кристально-рафинированном
виде.
Берега Онежского озера хранят еще немало сокровищ русской культуры. Велика
их притягательная сила.
Архитектура Успенской церкви в Кондопоге — результат многовекового пути
развития того ведущего образа русского деревянного зодчества, у истоков
которого стоит древняя сторожевая шатровая башня. Это — лучший деревянный
храм России, своеобразный символ и творческое кредо архитектурно-строительной
культуры русского народа.