Старинная карельская деревня Лычный Остров: страницы истории

П.П.Медведев (Петрозаводск)

Старинная карельская деревня Лычный Остров: страницы истории

ДЕРЕВНЯ Лычный Остров расположена у северной оконечности озера Сандал в 40 км к северо-западу от г. Кондопоги. Своей достаточно широкой известностью она обязана знаменитой Петропавловской церкви, построенной в 1620 году на возвышающейся в центре острова горе, где некогда располагался Лычноостровский погост. Вокруг погоста группировалось несколько деревень, которые, еще в XV веке входили во владения новгородских бояр Марка Панфилова и Ивана Девятого и были приписаны к Шуйскому и Кижскому погостам Обонежской пятины

В 1478 году после ликвидации боярских вотчин здесь было введет но новое административное управление — Новгородское наместничество, а в 1571 году Обонежская пятина была отписана в опричнину. В писцовых книгах 1496 и 1563 годах упоминаются 4 лычноостровских поселения с починком, в которых был 21 двор. Крестьяне имели более 8 обеж пахотной земли, высевали 11 коробьев ржи и выкашивали 66 копен сена, а на "озеро Сандало длина пол-30 версты, поперег 3 версты" ловили "ряпуксу и всякую мелкую рыбу во все лето вотцы, а воде-: цы у них по 40 сажен, и сетми и удами" [7, с. 78; 8, с. 123-124].
Начало XVII века оказалось временем суровых испытаний для всей карельской земли, втянутой в войну со шведскими и польско-литовскими интервентами. В непосредственной близости от Лычного Острова в январе 1614 года происходили жестокие стычки между местным населением и "черкасскими" отрядами, пришедшими из Карельского Поморья после поражения под Сумским острогом. Интервенты попытались взять приступом Шунгский и Толвуйский деревянные остроги, сооруженные менее чем за 4 месяца под эгидой воеводы Богдана Чулкова и атаманов Томилы Анатольева и Ермолая Поскочина. Возможно, что в рядах защитников, а до этого и в роли градостроителей были жители с Лычного Острова, а также из окружавших его поселений. Но все попытки захвата заонежских острогов оказались тщетными и интервенты, сняв осаду, ушли под Олонец. Вместе с тем, не исключено, что отдельные отряды неприятеля заходили и в лычноостровские поселения, поскольку стояла зима, и озеро Сандал было сковано льдом. Возможно, что именно тогда могла быть полностью разрушена или частично повреждена, существовавшая ранее на погосте предшественница Петропавловской церкви, упоминающаяся в документах под 1583 годом [7, с. ПО, 121, карта; 13, л. 152].
Построенная всего лишь через пять лет после нашествия и ныне еще существующая Петропавловская церковь считается первенцем Прионежской школы шатровых храмов, к числу которых относятся Никольская церковь в Линдозере (1634.), Варваринская в Яндомозере (1656), рождества Богородицы в Гимреке (1659-1695) и Вознесенская в Типиницах (1761), а замыкает эту плеяду знаменитый Успенский храм в Кондопоге (1774). Однако не всегда Петропавловская церковь была такой, какой она предстает на рубеже ХХ-ХХ1 веков перед взором путешественников. Первоначально она состояла из шатрового столпа типа "восьмерик на четверике" с прямоугольным алтарем, перекрытым двухскатной крышей, а, судя по сохранившимся на западной стене главного помещения гнездам от слег, с запада к четверику церкви примыкали сени, по объему примерно равные алтарю. В середине XVIII века старые сени были разобраны и вместо них поставлены вместительная трапезная и новые сени. Тогда же была срублена и колокольня в виде высокого восьмерика на низком четверике [5, с. 55; 6, с. 82; 12, с. 69-70, 72, 131, 143].
Характеризуя предпосылки появления Петропавловской церкви, специалисты ранее ограничивались лишь простым перечислением более ранних построек типа "восьмерик на четверике" с шатровыми завершениями, таких как Никольская церковь из села Шуерецкое (1595) и Никольская церковь Муезерского Троицкого монастыря (1602), а также Богоявленская церковь из села Челмужи (1605). Однако не исключено, что на выбор общего объемно-планировочного решения Петропавловского храма повлияли архитектурные формы Шунгского и Толвуйского острогов, башни которых могли быть срублены "по образу и подобию" увенчанных высокими шатрами оборонных башен Сумского и Кемского острогов. Возможно, что Петропавловская церковь, возведенная в столь короткие сроки сразу после разорительного литовского нашествия, в действительности была просто надстроена с использованием остова своей предшественницы. Наконец, не исключена возможность влияния форм упоминающейся в 1563 году предшественницы Успенской церкви Кондопоге, которая, уже могла иметь к этому времени шатровое завершение [7, с. 117, 119, 127, 160; 8, с. 130].
Ликвидируя последствия шведского и польско-литовского нашествий и укрепляя аппарат власти на местах, правительство в 1624 году назначило в Заонежские погосты особого воеводу, а в 1694-1696 годах кижские крестьяне были приписаны к Олонецким заводам. В начале XVIII века Лычноостровское поселение входило в Олонецкий уезд, переименованный сначала в долю, а с 1719 года в Олонецкую провинцию, составлявшую часть Ингерманландской (Петербургской) губернии. После 1727 года Петровские заводы из ведения Адмиралтейства отошли к Бергколлегии, а Олонецкий уезд был включен в состав Новгородской губернии. Наконец, в 1784 году по указу Екатерины II Олонецкая провинция была преобразована в Олонецкую губернию, состоявшую из 8 уездов [7, с. 80-81, 139, 182-183, 222].
В 1785 году на озере Сандал побывал академик Н. Я. Озерецковский, направлявшийся "на Тивдовскую мраморную ломку, с которой мрамор привозят в губу Кондопагу и, в ней погрузя на галиоты, отправляют по Онежскому озеру в реку Свирь и так далее до Петербурга". Путешествуя по Сандалу, Н. Я. Озерецковский побывал в деревнях Нигостров, Тава-гора, Ерши, Матюков наволок и в Лычноостровском погосте "на острове Лычном, в пяти верстах от Тивдии лежащем". По словам путешественника "остров сей" был "длиною версты в четыре, а шириною инде на версту, инде на две. С северной стороны далеко внутрь оного простирается большая заводь или губа, которая ширину острова в том месте нарочито уменьшает. Кроме села Лычного находится еще на сем острове деревня Северною называемая, за которою по скату горы почти на самой земной поверхности много попадается амианта, незрелого асбеста и черного шифера большими глыбами". Поражаясь увиденному, Н. Я. Озерецковский отмечал, что "вся поверхность острова усыпана каменьями", но "несмотря на сие довольно на нем имеется пашни, и рожь каждый год очень хорошо родится. Старожилые на сем острове люди урожай хлеба приписывают тому, что мелкий плитник, которым там все пашни покрыты, защищает корень ржи и другого хлеба как от солнечного зноя, так и от холода летом случающегося, притом всегда сохраняет в земле нужную для питания хлеба влагу" [2, с. 34, 132-133, 138-141, 199, прим. 44, рис. 3, 23].
В 1873 году село "Лычное (Северный и Южный Конец) при оз. Сандалы" входило в состав Петрозаводского уезда второго стана, лежащего по левую сторону от тракта Петрозаводск-Повенец, и в нем насчитывалось 30 дворов, в которых проживало 204 человека (102 мужчины и 108 женщин — карелы, 2 мужчины и 2 женщины — финны). В селе имелись приходское училище и мельница, а на погосте стояли 2 православные церкви. Вокруг погоста на материке группировалось 5 поселений. На берегу озера стояли деревни Матюков-Наволок (Матюки) с 10 домами и часовней и Ершовская, в которой было 24 дома, часовня и мельница, а на сельге за Ершовской находились еще три поселения: "У Владимирской (эпос.: Конда и Ояжа)", "Ригой сельга (Тимой гора)" и "Ковкой-Сельга (Колчина-Сельга)", в которых имелся 61 дом и три часовни [3, с. 21, 31].
К 1892 году число дворов в Лычном Острове возросло до 34, и в них уже проживало 125 мужчин и 126 женщин. При этом к деревням Ершовская (Ершин-Эрясин), Владимирская (Конды и Ояжи), Ковкой сельга (Коукошельг) с Каягиной сельгой (Кайконшельг), Ригой сельга (Риихишельг) с Тимой горой (Тимоймяги) и Матюков наволок (Маттю-ниеми), в которых насчитывалось 108 домов с 927 жителями, добавился "выселок из деревни Лычнаго Кондий наволок" (Кондиниеми) с одним домом, в котором обитало 3 мужчины и 4 женщины. В 1905 году численность населения в деревне Лычный Остров достигла 260 человек, и в ней имелась школа и 37 жилых домов, в которых проживала 41 семья (130 м. п. и 130 ж. п.) и содержалось 52 лошади, 100 коров и 140 овец. На 1926 году деревня Лычный Остров уже входила в состав Сележского сельского совета Кондопожского района КАССР и в ней числилось 45 крестьянских хозяйств и 222 человека (105 мужчин и 117 женщин). В числе жителей деревни было 207 карел и 15 русских, А к 1933 году численность населения в деревне уменьшилась до 209 человек (95 мужчин и 114 женщин), которые все значились карелами [4, с. 429; 9, с. 44; 10, с. 10-11; 11, с. 54].
Благодаря натурным исследованиям, собственным воспоминаниям (автор родился на острове в 1956 году) и сведениям, полученными от своих ближайших родственников, коренных жителей Лычного Острова — Н. И. Назарова (Назаркен) (1910-1986), который в 1950-70-х годах был председателем Сележского сельского совета, Е.Н.Медведевой-Назаровой (Кондиайжен-Назаркен) (1935 г. р.) и А. Н. Назарова (Назаркен) (1938 г.р.), а также А.Ф.Назаровой-Акуловой (Назаркен-Окулин) (1915-1998), уроженки деревни Владимирской, и П.И.Медведева (Кондиева-Конди-айжен) (1926 г. р.) из села Спасская Губа, автору удалось достаточно полно реконструировать планы лычноостровских деревень на период 1920-1960 годов и восстановить объемно-планировочное и архитектурно-конструктивное устройство большинства жилых домов, а также русские и карельские фамилии всех дворохозяев.
В это время в деревне Лычный Остров — Южный Конец (Кесикюля), расположенной у небольшой загубины на южной оконечности острова, существовало 20 жилых домов, 5 бань, 1 ригача, 1 зерновой амбар, а также построенные в период коллективизации конюшня и склад-амбар рыболовецкого колхоза "Ударник". Деревня имела смешанную планировку. В ней наличествовало два "ряда" домов, именуемые в среде местных жителей "верхней" (ближний к погосту) и "нижней" (южный) "улицами". Дома в рядах были направлены лицевыми фасадами Одновременно "на юг" и к озеру, а перед ними на пологом склоне разметались дома в более характерной для карельских поселений свободной (бессистемной) планировке.


Из 20 жилых домов южной деревни 13 построек было смешанной этажности и только 4 дома были полностью двухэтажными. Все постройки представляли собою дома-комплексы типа "брус" с линейной последовательной связью жилых частей и равношироких с ними двухэтажных дворов-сеновалов под общей двухскатной симметричной крышей. Все без исключения сараи-сеновалы домов-комплексов имели взвозы и были подперты сзади мощными столбами-устоями для замены быстро сгнивавших хлевов, расположенных на первом этаже в пространстве двора.
Среди домов-комплексов смешанной этажности 12 построек имели одноэтажные жилые части, стоявшие на высоких подклетах, и только крайний с запада дом имел жилище смешанной этажности. А у трех двухэтажных домов были красивые трехарочные декоративные балконы с резными высокими столбами и ажурным ограждением. В одном из этих домов (третий с запада во втором ряду) некогда родилась родная бабушка автора по отцовской линии — М.В.Медведева-Осипова-Чачина (Кондиайжен-Оськан-Чачан) (1898-1966). Планировка жилищ в И домах была достаточно традиционной — пятистенки с асимметричным продольным перерубом на высоких подклетах с сенями, имеющим внутренние одномаршевые лестницы для подъема на жилой этаж, только у двух домов была упрощенная планировка в виде изб-четырехстенков. На лицевом фасаде всех изб было по 3, а у горниц — по 2 окна. Стоявшие во внутренних углах изб духовые белые печи своими устьями были направлены к боковым стенам в сторону входа и имели рундуки-"каржины" для спуска в подклет, а горницы отапливались лежанками.
В свою очередь внешне схожая по планировке деревня Северный конец, имела свои особенности. В целом ее планировку можно было бы охарактеризовать как свободную, если бы не бросающиеся в глаза внешние признаки разнообразия в возрасте построек. Более старыми в свое время были дома, стоявшие в центре деревни и образующие небольшую, закрытую со всех сторон площадь, а дома, расположенный на южной и северной околицах, казались более молодыми. Последние были обращены лицом друг к другу и создавали своеобразные входные «протоулицы-кулисы», направляя пешеходов к центру деревенской площади. А явно свободную планировку имел лишь самый прибрежный фрагмент застройки с домами, стоящими параллельно берегу озер лицом "на юг".
Всего в северной деревне имелось 15 жилых домов, а перед входе в деревню со стороны погоста размещалась колхозная конюшня с не большой квадратной кормокухней. К западу от деревни у подножия скалы находились 2 деревенские ригачи и 2 зерновых амбара, а на берегу глубоко вдающейся с севера узкой озерной губы стояли 5 бань. Традиционную для карел внутреннюю планировку жилища в виде пятистенка с продольным асимметричным перерубом имели 14 построек (в том числе и стоящий на северном краю дом, в котором родился автор), и только 1 дом был с избой-четырехстенком и одноэтажным двором. Зато 3 дома-комплекса в деревне были двухэтажные, из числа которых особо выделялся дом П.В.Ульянова (Улляшун). Над его вторым этажом была устроена просторная светелка, на которую можно было попасть по лестнице из сеней. А окно светелки выходило на огромный декоративный трехарочный балкон, украшенный богатой резьбой. Дом был неимоверно велик. Только подпорные столбы, на которых покоился сарай-сеновал, имели высоту около 3 м и диаметр более 70 см, а в проемах двух дворовых и одних поветных ворот, казалось, могли свободно разъехаться двое саней.
В настоящее время всего в 4 км от деревни Тивдия, по сельге между Пяльезером и Сандалом, проходит крупная автомобильная магистраль федерального значения Санкт-Петербург-Мурманск, по которой в перспективе должны пройти международные туристические маршруты "Голубая дорога" и "Архангельский коридор" с выходом через Медвежьегорск, Повенец и Пудож к Каргополю, Вельску, Архангельску, Вологде и Ярославлю. А благодаря уникальным архитектурно-природным условиям и богатой истории, лычноостровские поселения могут занять достойное место в этих маршрутах, привлечь внимание потенциальных инвесторов и способствовать притоку дополнительных финансовых средств в экономику Кондопожского района. И возможно, этот край возродится вновь, как некогда вернулась к жизни Петропавловская церковь — жемчужина озера Сандал и лычноостровской групповой системы населенных мест.

 


Литература:
1- Известия императорской археологической комиссии. Вып.57, /7г., 1915.
2. Озерецковский Н.Я. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, Карелия, 1989. С. 208 .
3. Олонецкая губерния. Т. XXVII. Список населенных мест по сведениям 1873 года. СПб., 1879. С. 235, карта.
4. Олонецкий сборник. Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. III. Петрозаводск, 1894, С. 556.
5. ОполовниковА.В. Русское деревянное зодчество: Памятники шатрового типа и малые архитектурные формы. Памятники ярусного, кубоватого и многоглавого типа. М., 1986, С 312.
6. Орфинский В.П. Деревянное зодчество Карелии. Л.; 1972, С. 120.
7. Очерки истории Карелии. Т. 1. Петрозаводск, 1957, С 430.
8. Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1563 гг. Л., 1930. С. 270, карта.
9. Список населенных мест Карельской АССР (По материалам переписи, 1926 года). Петрозаводск, 1928, С. 159.

10. Список населенных мест Олонецкой губернии по сведениям за 1905 год. Петрозаводск, 1907, С. 326.
11. Список населенных мест (По материалам переписи населения 1933 г.). Петрозаводск, 1935, С. 112, С. 16.
12. Ушаков Ю. С. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера (пространственная организация, композиционные приемы, восприятие). Л., 1982, С. 168.
13. НА РК, ф. Р-30, оп. 3, д. 15/156. Копии документов и материалов по теме: Памятники архитектуры КФССР (выявленные т. Сторогиным А.В.).

Статья из книги "Кондопожский край в истории Карелии и России (материалы III краеведческих чтений, посвященных памяти С.В. Шежемского (7-8 апреля 2000г.)) Петрозаводск-Кондопога 2000г.

 













Рейтинг@Mail.ru