Праздничный календарь Лижемского и Горского приходов Кондопожской волости Петрозаводского уезда

Р.Б. КАЛАШНИКОВА (Петрозаводск)

Праздничный календарь Лижемского и Горского приходов Кондопожской волости Петрозаводского уезда


МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ПРИХОДОВ. Село Лижма расположено на северо-востоке от Петрозаводска, в 90 верстах по Повенецкому тракту. Лижемский- погост при устье реки Лижемки — 52 дома с одною деревянною трехпридельною церковью во имя Святителя и Чудотворца Николая. Живописная местность, со скалами, озерами, речкой, "на правом берегу которой находится лесопильный завод, принадлежащий полковнику А.П. Лачинову". В 22 верстах на юг от Лижмы располагается селение Горка. Оно насчитывает 40 домов с 2 церквами и колокольней. Оба храма во имя Святителя и Чудотворца Николая. До пожара 1882 года, уничтожившего большую часть села, старую Горку за красоту и величавость проезжающие называли "крайчиком Москвы". Горский приход — "ближайший сосед Заонежья", так как заонежская деревня Вегоруксы находится всего в расстоянии 15 верст от Горки.


ПРЕДАНИЯ О ЗАСЕЛЕНИИ КРАЯ. Заселив Кижское побережье в XIV столетии, русские перебрались на Горские берега "не позже XVI столетия, образуя к 1582-1583 годам четыре селения "на Онежском озере в Чеболакши" (Горка), "на Конев острове" (теперь жителей нет), " в Чеболакши в Кучей губе" (Чеболакша) и "долгом наволоке" (Лукин-наволок). "Горское предание гласит, что первый житель на Гангозере был Кижанин...". В начале XVII века село Горка называлось Чеболакша, впоследствии именовалось: "Кижского прихода Горская выставка".
Начало поселения Лижмы, по народному преданию, "положено было Кижскими рыболовами, приезжавшими в устье реки для ловли рыбы, преимущественно лососей, а впоследствии и поселившимися здесь". Первые поселенцы буквально шли по рыбе ("по ним [лососям] можно было перебежать чрез реку"). По словам старожилов, начало существования прихода датируется XVII веком. Документов об этом не существует, т.к. в 1838 году сгорела старая церковь "с письменными памятниками основания церкви и прихода".


ЦЕРКВИ. В Лижемском приходе 2 деревянные церкви: местная трехпридельная, построенная на месте сгоревшей в 1860 году, и во имя Св. Фрола и Лавра в деревне Илемская Сельга, освященная в 1878 году. До 1868 года была еще одна деревянная церковь в честь преподобного
Нила Столбенского, но в 1901году сгорела; она "строилась и поддерживалась владельцами завода и называлась потому заводской". В Лижемском приходе 7 часовен, они построены в каждой деревне прихода (кроме двух, насчитывающих по 5 дворов). Все часовни "приличныя по внешности... обшитыя все тесом и окрашенныя маслянной краской".
В селе Горка две церкви. Каменный храм построен в 1846-48 годах на средства уроженца Горского прихода д. Селюгиной горы, Петербургского 1-ой гильдии купца Даниила Петровича Кротова. Вторая церковь деревянная, ранняя, построенная, как считается, в 1669 году. В Горском приходе 5 часовен на 6 деревень. "По внутреннему благоустройству и по внешнему виду — Кулмукская часовня первая в приходе", в 1863 году она была "перестроена и выкрашена усердием местных крестьян Захаровых". Главные праздники обоих приходов: 6 декабря — день памяти Св. Николая и 9-го мая - день перенесения его мощей.


НРАВСТВЕННОСТЬ. В Лижемском приходе население "коренное русское, хотя очень недалеко от прихода начинается корела (в дер. Кав-горе, в 18 вер.)". "Что касается грамотности в народе, то она своим происхождением обязана местному причту Лижемского прихода и главным образом священнику В. Плотникову". В 1859 году им была основана церковно-приходская школа, помещение школы было "в квартире священника, и он же, вместе с женой, безмездно вел дело обучения детей до 1875-го года". 9 сентября 1875 года школу преобразовали в земское народное училище. В приходе на 1901 год 10 раскольников, "но расположенных к расколу ...гораздо более указанной цифры". Религиозно-нравственное состояние прихожан "нельзя назвать утешительным": "...без выпивки у крестьянина не обходится никакое семейное и общественное дело: кроме свадеб, пьется вино при закладке (основании) дома, — пьется половое, когда настелются полы (мост); — пьется коневое, когда поднимут последнее бревно, — пьется на новоселье, на крестинах, похоронах и т.д. Без водки не обходятся никакия крестьянския условия, подряды, никакия сельския сходы и приговоры: мена, купля, продажа непременно сопровождаются "литками".
Первая церковно-приходская школа в селе Горка открылась в 1836 году. 1 сентября 1876 года произошло открытие Горского земского училища, первый выпуск которого в 1878 года состоял из 3 человек. В 1894 году —в училище 50 учеников. В приходе раскольников 33 человека, но раскол "...не имеет широкого распространения среди прихожан Горского прихода". "Порок пьянства не привит горчанам". При случае выпьют в компании. "А таких случаев в деревне собственно два —^ местный праздник да мирская сходка". "Жизнь Горчан, по преимуществу, — Целомудренна... Случаи воровства редки, такие лица - единичны."СВЯТКИ. В Лижемском и Горском приходах это самое веселое и интересное время для молодежи. Молодежь посещает беседы, ходит "замаскированными", гадает. В Лижме "как молодые, так и женатые, ходят хухляками (ряжеными). Наряжаются большей частью парни в женское платье, а девицы - в мужское; ходят из дома в дом и пляшут под звуки гармонии..." В Горке "хухляками" ходят ежедневно и даже не один раз в день партиями человек 8-12. "Нарядов никаких особенно не бывает, переменятся между собой одеждами, покроют лицо платком,— вот и "хухляки". Обходят почти все дома деревни и "в каждом доме танцуют кадриль, лянсье или русскаго".
Святочные гадания в Лижемском и Горском приходах посвящены замужеству. "Девицы ходят слушать на перекрестки дорог и если в которой стороне услышат лай собаки или звон колокольчика, там (в той стороне) и быть замужем. Смотрятся в зеркало поодиночке в пустой-отворенной избе, при этом является образ будущаго суженаго. Льют олово в снег и в воду и по очертаниям вылившихся фигур усматривают счастливую или несчастную будущность; берут из костра поленья дров — если полено вынуто гладкое и красивое, то будущий муж будет красивый, если же полено суковатое, то суженый будет некрасивый". "Утром в Рождество девица, приступая печь блины, полагает первый блин в переднюю часть печи, а сама со сковородником в руках выбегает на улицу. Здесь, поперек прохожей дороги, она проводит сковородником черту и, затем, притаившись за углом дома, наблюдает, не пройдет ли кто по черте". С какой стороны шел прохожий, с той стороны приедет жених. "Возвратившись с наблюдений домой, девица допекает блин, берет этот первый блин и отправляется слушать под окна к соседям. Подходя к дому, она берет кого-либо на имя, т.е. намеревается придавать значение словам одного из членов семьи и имя этого члена произносит: "что будет говорить К, то и сбудется со мной".


КРЕЩЕНИЕ. В Лижемском и Горском приходах в день Богоявления Господня "все, ходившие во время святок ряжеными (хухляками), считают своим долгом выкупаться, несмотря ни на какой мороз." Для поднятия "славы" купались в иордани девушки. В Лижемском приходе: "...всякая девица, погрузившаяся в воду первою после погружения св. креста, (по понятию крестьян) непременно выйдет замуж прежде других девиц. Поднявшись из воды купающиеся бежат к церкви впереди крестнаго хода, обегают ее кругом, всходят на колокольню и ударяют хотя один раз в колокол; а потом уже входят в церковь, прилагаются к кресту и, наконец, идут домой переменить платье и обогреться".
В Горском приходе: "...большинство девушек обдается на росстанях." Укараулив, когда сторож церковный отправится звонить, девицы с
кадушкой и колокольчиком бегут на берег. "Только лишь раздается первый удар церковного колокола, девица быстро начинает черпать воду из проруби в кадушку колокольчиком. Почерпнуть должна бывает три-девять раз и каждый раз сказать: "как этот колокол звенит, так бы звонили и говорили вси добры люди по праздникам, по ярмаркам, по торговлям про меня, рабу К". Набрав воду, девица быстро бежит на росстань, раздевается донага, полагает колокольчик на голову и через него выливает на себя воду".


МАСЛЕНИЦА. В Лижемском приходе "на мясной неделе, называемой зятьицей, женатые люди (зятевья) ездят в гости к родственникам жены". На масляной в обоих приходах катаются с гор на салазках и по улицам на лошадях. Почти каждый домохозяин, имеющий лошадь, выезжает в масленицу прокатиться в воскресный или праздничный день.


ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ. В Лижемском приходе: "Мужчины считают деньги, чтобы оныя водились постоянно... Хозяйки домов пекут колобки (лепешки из ржаной муки) для скотины; в эти колобки запекают часть шерсти от коровьяго хвоста".
В Горском приходе ранним утром мужики "едут в лес и здесь вырубают несколько сосен для лучины. Обычай срубать сосны для лучины в великий четверг ведется изстари и ему следуют все крестьяне Горского прихода. Срубленные сосны остаются в лесу до осени и только тогда вывозят их к дому..." Каждая хозяйка обязательно печет хлеб в великий четверг. "Кроме мякушечки с шерстью, пекут еще три маленьких мякушечки с крестиками наверху. Мякушечки с крестиками крестьянин берет в поле, когда идет сеять: одну мякушечку — при посеве овса, другую — при посеве жита и третью — при посеве ржи. Наконец, в великий четверг всякая женщина и девица перебирает все свое имущество — одежду, белье, имеющиеся деньги. Перебрать все считают необходимым, чтобы лучше скопилось имущество, - увеличивалось, а не уменьшалось."


ПАСХА. В Лижемском приходе существовал особый обычай купания на второй день св. Пасхи: "всякий мужчина, не явившийся к утрени в этот святой день подвергается купанью, После утрени, бывшие в церкви мужчины, держат совет на площади — кого не было в церкви и, припомнив, (что не трудно), отправляются в дом того; если он спит — будят, накидывают на него какую-либо верхнюю одежду и ведут к реке... и сталкивают в воду"


ОТПУСК СКОТА. В Горском и Лижемском приходах накануне Георгиева дня (23 апреля) с раннего утра по деревне "бегают ребята с навязанными на шее колоколами, - предвещают скотине лето и скорый выпуск на пастбище". Отпуск скота на пастбище совершается в приходах так: "... хозяйка дома (болынуха) берет образ (чаще Св. Георгия Победоносца), зажигает пред ним восковую свечу и молится; потом, взявши свечу, хлеб, сковородник и клещи, отправляется во двор, где свечу ставит над воротами, чрез которыя должна проходить скотина... Взявши сковородник и клещи, хозяйка трижды обходит вокруг скотины, говоря: "как медведь боится этого железа, так бы он боялся приступиться к сей скотинке"...потом полагают клещи и сковородник в ворота, кормят хлеб с запеченною в него коровьей шерстью, и — прогоняют чрез ворота скот, творя крестное знамение."


ЛЕТНИЕ ПРАЗДНИКИ. В Горском приходе девицы "налагают на себя славу" в Иванов день (с 23 на 24 июня) и на Петров день. Ивановскую ночь молодежь проводит "в полях и пожнях. Здесь распевает песни, отыскивает цветы, плетет венки; прячет в полях мыло; ожидают утренней росы и собирают ее в какой-либо сосуд; вырывают три девять (27) колосьев с более высоких стебельков. С росой и колосьями под утро девицы возвращаются домой. В Иванов же день, по восходе солнца, ходят за спрятанным в поле мылом. Мылом Ивановским умываются девицы, отправляясь на праздничный гулянья. Тогда же вливают в воду | несколько Ивановской росы, а в одежду вшивают Ивановские колосья". Безусловно, нечто подобное происходило и в Лижемском приходе.


БЕСЕДЫ. В Лижемском приходе начинались беседы с праздника! Покрова Богородицы, а в Горском - с Вздвиженья. Помещение "нанимается холостыми сообща на всю зиму". Сначала собираются девицы прясть пряжу, потом подходят "холостяги". Работа бросается, "пляшут! под звуки гармонии: кадриль, лансье (редко "шестерку"), наконец начинается "круг". Холостые, выбрав себе "игральниц", садятся с ними нал лавку, беседуют, обнимаются и целуются. В Лижемском приходе "...целоваться с игральницей считается почти непредосудительным; грубыя и циническия шутки вызывают одобрительный, задушевный смех". Женатые люди и пожилые женщины "не возмущаются нравственным безобразием молодежи... Нужно заметить, что такая беседа в деревне— это школа бесстыдства, школа прогрессивно развивающегося нравственного растления..."
В Горском приходе сидение в кругу называлось "шином". Присутствие публики не смущало пары. "Можно, пожалуй, счесть беседную избу за вертеп распутства, сидящих спокойно на лавках молодых людей — за безнравственных... родителей, равнодушных к вольностям! детей — за лиц, способствующих падению и распущенности своих чад. В действительности, ничего такого нет. Распутство в деревне вообще -явление редкое. А где оно наблюдается, в большинстве случаев, это рождение не беседы, а столицы".



Таким образом, авторами корреспонденции (ими были сыновья священнослужителей — П. Певин и А. Плотников) в газете "Олонецкие губернские ведомости" нарисована достаточно цельная и многообразная картина быта крестьян Кондопожской волости, полная оригинальных наблюдений и подробностей. Информация Плотникова более "мозаичная", отрывочная, информация Певина — "объёмная", детализированная, со множеством мельчайших подробностей. Разница в освещении крестьянского быта диктуется не только временным фактором (90-е и 900-е года), локальными традициями, но и мировоззрением авторов, их субъективным отношением к изображаемому. Информация П. Певина основана на неподдельном личном интересе собирателя к тому, о чем он пишет. Обе статьи представляли собой яркие историко-культурные документы, "жизненная правда" которых позволяет сравнивать их с ответами российских корреспондентов на "крестьянскую" программу Этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. Читателей поражал так называемый "эффект присутствия", причиной которого являлось совместное ("бок о бок") проживание корреспондента с "предметом исследования".
Феномен российской губернской прессы XIX века недостаточно изучен исследователями. Хотя даже по приведенным нами свидетельствам видно, что материалы олонецкой губернской печати конца XIX века представляют собой ценный источник по истории культуры и быта севернорусского крестьянства. Предание гласности материалов губернской печати - насущная задача времени. Переиздание (частичное или полное) исторических, этнографических и фольклорных материалов губернских газет нужно не только специалистам, но и широкому кругу читателей.



1. Певин П. Очерк Горского прихода, Петрозаводского уезда, Олонецкой губернии // ОГВ. 1894. №№ 46-59; Плотников А. Лижемский приход, Петрозаводского уезда // ОГВ. 1901, №№ 117—134.

Статья из книги "Кондопожский край в истории Карелии и России (материалы III краеведческих чтений, посвященных памяти С.В. Шежемского (7-8 апреля 2000г.)) Петрозаводск-Кондопога 2000г.

 













Рейтинг@Mail.ru