Г.Р.Державин
Bыехали из Петрозаводска и, переехав
12 верст, пристали к острову, именующемуся Попову, может быть, потому, что
владеет оным Ялгубского погоста священник. Длины имеет остров сей около трех
верст и ширины половину версты, на оном, кроме рыба чей хижины, никакого селения
не обретается; впрочем, остров имеет довольно приятный вид и местоположение,
и, хотя каменист, однако по большей части растет на оном сено. Оттуда, поехав
и миновав множество мелких островов, замечательных по своей приятности и из
которых на одном растет на голом камне ель, приехали корельской трети в деревню
Суйсар, лежащую при Онежском заливе.
Ночевав в оной, пустились в путь и, проехав 20 верст Онежской
губою, коей берега и в отличном положении рассеянные острова довольно приятный
вид представляют,
пристали к деревне Янич поле. Место сие вообще именуется Суна, сие от того,
что река, текущая из Швеции, под названием Суна впадает при деревне сей в озеро
Онего. Река сия мелка и несудоходна, и в 19 верстах от деревни имеются великие
пороги.
(...) По каменистым берегам Суны рассеяно в месте сем до
шести деревень, в коих поселян находится до 261 души, из оных купцов 4, мещанства
же 6 человек,
крестьяне приписаны к Петровскому заводу...
Главные упражнении их заключаются в хлебопашестве, пашут по гористому местоположению
на косогорах и в плодоносный год получают по пяти процентов. Сеют рожь, жито,
овес и некоторые лен. Самый зажиточный не более трех четвертей :шеевает. От
деревни сей вверх по реке Суне, сев на маленькие лодки, пристали в деревне
Воронове, отстоящей в 19 верстах от первых. Проехав 9 верст, видели на небольшом
острове часовню, в которой, по известиям поселян, почивает в стоявшей там
раке святой Варлаам, пустынножитель. Откуда же оный переселился и когда почил,
сие неизвестно. В трехстах саженях от острова сего находятся бывшие прежде
сунорецкие пустыни, ныне же, кроме церкви и
нескольких хижин, ничего не осталось.
(...) Деревня Вороново лежит при соединении двух протоков
реки Суны, хижин в ней до 12. Сев в оной на лошадей, поехали верхами в Кончезерские
железные
заводы. На пути сем примечено нами нерадение поселян в хлебопашестве, ибо оные,
посевая на нивах, не избирают удобных мест и, срубив лес, корней не вырывают,
не пожигают и не наваживают, но валят деревья, не выворачивая камней, и посевают.
Кончезерские железные заводы имеют также приятное положение:
с одной стороны окружены озером Конч, с другой — рекой Перт, текущей из озера
Перт наволока.
Уже 4 года, как они не действуют, и все орудия ветхи и требуют многого поправления,
также и плотина для действия целого завода должна была более ныне при оном
находящейся.
Под ведением управителя Кончезерских заводов состоит и
купоросный дворецкий завод, в который ездили мы верхами. Завод сей отстоит
от Кончезерского в 9
верстах. В оном же самом месте были и врачебные железистые воды, открытые во
времена Петра Великого, как сказывают, заводским крестьянином, донесшим об
оных командовавшему Петровскими заводами полковнику Генингу. Здесь видны еще
остатки как двух дворцов, так и целебного колодезя.
(...) Целебный колодезь построен наподобие башни, в коей в
середине вырыт ларь, хранивший в себе воду. На левой стороне оного находится
железная доска с следующей
надписью:
«Сей источник исцелительной марциальной воды сыскан для пользы
Его царского величества Петра Первого императора Всероссийского и для прочей
всенародной
пользы тщанием и искусством Его величества всенижайшего раба, артиллерии полковника
и коменданта Олонецкого господина Георга Вильгельма Генинга».
Помянутый источник объявлен в 1716 году; при врачебных водах
сих воздвигнута церковь в 1721 году, которая и освящена в присутствии Петра
Великого. Иконостас
и местные образа перевезены из Лодеиного поля, кои все хорошей живописи. В
алтаре же имеется в два аршина эстамп, представляющий распятие спасителя,
в коем как искусство, так и размер везде видны. Других строений, кроме ветхих
двух дворцов, домов священника и дьячка, хижины рабочих и анбара для материалов,
никаких не находится.
(...) ...Поехали в деревню Сапогу, в 13 верстах от оных отстоящую,
из сон на большом щерботе поехали через Сандало-озеро к Тивдийской мраморной
ломке.
Выехав в Тивдию-реку, пристали близ недействующих купца Бармина заводов, в
них перекаливали прежде уклад на сталь; по прошествии же некоторого времени
отданы Барминым немецкому купцу Гилю, который, оные исправя, делал горшки и
прочую чугунную посуду, но наконец и он оставил, и ныне уже заводы сии весьма
изветшали.
Проходя близлежащую деревню, увидели старика ста четырех лет,
представляющего совершенную бедность. Он объявил о себе, что родился в Мунозере
и в бытность
Петра Великого на марциановых водах лил воду из колодца, за что ему и прочим
работникам государь пожаловал по рублю.
Из деревни сей поехали на шлюпке к Тивдийской мраморной ломке.
Горы мраморные лежат при озере Гиш, весьма круты и простираются длиною на 200
сажен, где уже,
склоняясь с землею, не оставляют никаких следов. Последняя оных вышина от 9
до 10 сажен. Ломка мрамора следующим образом производится.
Прежде всего начинают буравкою: пробивают буравами внизу и
в боках отверстия длиною от 8 до 12 вершков, заряжают оные патроны весом до
10 золотников и более
и рвут. Если много подбурено, подпирают лесами и буравят потом вверх. Ежели
находятся расселины, то тогда не буравят, но разбивают клиньями длиною до 12
вершков, ударяя в них молотами.
Ежели жо щелей нет, то пробуравливают, смотря по твердости
мрамора, несколько дыр, таким токмо образом, чтоб первое отиерстио было стамое,
прочие же пологи
и концами сходились и норную. Зажигают одну из оных, наполненную нею порохом,
и рвут таким образом камни сажен по 7; люди же, бурившие, привязываются к утвержденной
гвоздем веревке и по отрыве мрамора висят на оной; после жо или тянут оных
на веревке вверх, или сходят но подставленной лестнице. Потом пазят: сделав
буравами по щелям несколько отверстий, вбивают в оные клины и таким образом
массу пополам перекалывают. Наконец, тещут корками и на очистку молотками.
Обработанный мрамор отвозят на плашкотах Гиш-озером версты
за 11/2. выгружают для перевозки
сушею 600 сажен, нагружают потом плашкоты и, плывя через озеро
Сандало, везут после сухим путем до 900 сажен, отсюда перегрузя в гальоты на
Онеге, перевозится в Петербург, где употребляется при строении Исаакиевской
церкви.
При ломке бывает от 150 до 200 человек, плата оным от 1 до
6 р. в месяц.
Вырабатывается до 40 000 пуд руды, обходится на месте по 55 к., в Петербурге
же контора мраморной ломки продает, смотря по величине, и по 70 копеек.
От Тивдийской ломки поехали возвратно через Гиш-озеро... Пересев здесь на щербот,
приехали в стоящий на острову близ Сандала-озера ныне Островский погост. Ночевав
в оном, простояли целый следующий день за погодою и, отправясь ввечеру, приехали
поутру в деревню Кондопогу. Из оной поехали в деревню Кумаку. В сей живут
весьма искусные плотники и строят мореходные суда; отобедав, пустились по Онегу
на 30 верст в Кижский погост. Оный лежит между проливами великого Онега. Жители
в оном поселяне и мещане, промысел их состоит в ловле на Верейском море воротницами
сигов. Многие ходят из них в Петербург и питаются столярным мастерством, в
коем весьма искусны, иные жо продают там конфекты; хлебопашество у них в небрежении;
причина сему ежегодное почти от дому отлучение в другие города, и притом местоположение
имеет погост сей каменистое...
(...) Петрозаводский уезд граничит к востоку Вытегорским
уездом и озером Онегом, к юго-западу Олонецким, к западу Каргопольским, к северу
же Повенецким уездами.
Поселян в ведомстве сего уезда по последней ревизии мужеска
17 575, женска 18 730 душ, живущего купечества в уезде 719, мещанства же 1
492 души. Поселяне,
живущие при обработанных природою местах, упражняются неутомимо в хлебопашестве,
где же по положению земли необходим многий труд для получения успешной жатвы,
там они пашут выше описанным при деревне Воронове образом. Сеют рожь, ячмень,
овес, пшеницу, горох, семя льняное и конопляное. Ремесел собственно у них,
ими превосходно пред прочими производящихся, они не имеют и ходят отправлять
в столицы и другие города разные работы: топорную, столярную, ломку и теску
дикого камня и прочее...