Вклад Кондопоги в индустриальное развитие Карелии в 1920—1930-е годы

О. Н. Филимончик (Петрозаводск)

Вклад Кондопоги в индустриальное развитие Карелии в 1920—1930-е годы

В ГОДЫ первой мировой войны в Кондопожской волости Главное артиллерийское управление Военного министерства начало подготовку строительства завода азотной кислоты, необходимой для производства пороха. Поскольку производство азотной кислоты требовало большого расхода электроэнергии, началось строительство гидроэлектростанции около Кондопоги. Проектная мощность ГЭС составляла 30 тысяч кВт, и она должна была стать крупнейшей в России1. Во время революции и гражданской войны все оборудование со стройки было вывезено, работы прекращены.

26 апреля 1921 года СНК РСФСР принял постановление об основных направлениях хозяйственного развития Карелии. В нем признавалось, что экономика края существенно отставала в промышленном развитии от центральных районов Европейской России и была ориентирована прежде всего на вывоз лесного сырья за границу. В постановлении сжато формулировалась программа промышленного преобразования края на ближайшие годы. Суть ее состояла в ускоренном развитии деревообрабатывающей, бумажной и горной промышленности. Постановление предусматривало создание в Карелии новых индустриальных "узлов". Сравнительно подробно был описан промышленный центр, который предстояло создать на реке Суне около деревни Кондопога. Он должен был включать электрическую станцию, бумажную фабрику, целлюлозную фабрику и деревообрабатывающий завод. Именно с этих объектов начиналось в документе перечисление "срочных работ". Создание Кондопожского промышленного "узла" было признано ведущим направлением модернизации промышленности края.

За несколько месяцев до принятия этого постановления строительство электростанции на реке Суне вошло в план ГОЭЛРО. К разработке проекта строительства ГЭС были привлечены инженеры С. В. Григорьев, Б. И. Алексеев, С. А. Берсонов и другие. Летом 1923 года была образована строительная организация "Кондострой", в задачу которой входило сооружение гидроэлектростанции и бумажной фабрики в Кондопоге.

Первым начальником и главным инженером Кондостроя был назначен видный инженер-гидроэнергетик Д. И. Верещагин, участвовавший в работе одной из комиссий ГОЭЛРО2. Д. И. Верещагин приложил большие усилия для координации действий различных ведомств при разработке проекта, закупке оборудования, решения финансовых и технологических проблем строительства. Именно Д. И.ю Верещагин делал доклады о ходе строительства Кондостроя на Всекарельских съездах Советов в 20е годы.

По заданию правительства Карелии первоначальные проекты Кондопожской установки разработало Государственное Северное Водное бюро, находившееся в Ленинграде. Вспомогательные устройства и сооружения проектировались на месте Техническим отделом Кондостроя. В 1925 году Кондострой организовал при Ленинградской конторе специальное проектное бюро для разработки основного проекта бумажной фабрики. При подготовке проектов проводились топографические, геологические, гидрологические исследования, правительство республики пригласило для консультации известных в области гидротехники инженеров и профессоров , однако не всё удалось предусмотреть заранее, уже по ходу работ в первоначальные проекты пришлось вносить немало существенных изменений.

Строительство велось в сложных условиях. Прокладывая подводящий канал, рабочие выполнили огромный по тому времени объем работ: было вынуто 626 тыс. кубометров грунта, в т.ч. 50 тыс. кубов скальных пород. Тачка, лопата, носилки - вот по существу вся техника, которая поначалу была в распоряжении землекопов. Потребовалось сложное укрепление дна канала и откосов. Маленькая локомобильная электростанция едва обеспечивала освещение рабочих бараков и и квартир немногочисленного инженерно-технического персонала. Лишь в 1925 году на строительстве появилась мощная электростанция3 Г. Ярвимяки, уже будучи директором фабрики, вспоминал, что обеспокоеный тем, что стройка задыхается без механизмов, он сумел сроком на четыре месяца раздобыть экскаватор в Ленинграде. За это время работу закончить не успели, а владелец требовал экскаватор срочно вернуть и прислал за ним своего представителя. Ярвимяки стал убеждать его , что летом по болотным топям машину вывезти просто невозможно. Гостя специально отвели к работающему экскаватору по таким труднопроходимым болотам, что он уже не сомневался в правдивости заверений Г. Ярвимяки. Экскаватор остался на стройке до полного завершения работ4 . Не все удалось выполнить сразу качественно. Для кладки стен фабрики использовался кирпич Муромского монастыря - уже готовые стены вдруг дали трещины, местами куски кирпича отвалились вовсе. Чтобы добиться непроницаемости дна какнала применялся метод гонитирования с помощью цементной пушки, однако он оказался неудачным - часть оболочки откололась, вода просачивалась сквозь защитный слой, и стоимость работ заметно возросла5.

Остро стояла проблема обеспечения Кондостроя рабочей силой. Активное участие в строительстве ГЭС и фабрики приняли крестьяне окрестных сел. Они не только доставляли на стройку продукты, но и участвовали в различных вспомогательных работах. В 1927 году половину рабочих и служащих Кондостроя составляли жители Карелии. Строительное управление проводило организованнный набор рабочих из разных регионов страны. В Кондопогу прибыли землекопы из Смоленщины, плотники из Череповецкой губернии. На стройку приехали специалисты по скальным работам из Канады, финны по национальности. В 1927 году на Кондострое были заняты 2707 человек.

Много сил и профессиональных знаний отдали Кондопожскому строительству инженеры Николай Николаевич Босенко, Андрей Владимирович Бакулин, Константин Иванович Радченко, Сергей Владимирович Григорьев и другие. Н. Босенко, выходец из крестьянскойц семьи и А. Бакулин ,дворянин по происхождению, оба были выпускниками Петербургского института инженеров путей сообщения, оба много поездили по стране, строя дороги, промышленные объекты, возводя мосты. До приезда на Кондострой Н.Босенко трудился главным инженером Шексностроя, работал в главэнерго, А.Бакулин руководил строительством Кочетковской ГЭС. Накопленный опыт они передавали Карельским строителям6..

В 1927 году основные строительные работы были завершены, начался монтаж оборудования. При малейшей возможности заказы на технику для ГЭС и фабрики размещались на советских заводах. Заказы для Кондостроя выполняли Государственный машиностроительный трест, а также "Трансстрой", Техническо-производственное бюро института им. Ленина и другие организации. Правда, заказы часто запаздывали, производители-монополисты диктовали Кондострою свои условия. Часть оборудования в 20е годы можно было купить только за границей. Всеобщее шведское электротехническое общество (АСЕА) предложило Кондострою на выгодных условиях уже исполненный заказ на оборудование ГЭС, сделаный в свое время "Азотпостройкой". После согласования с Москвой заказ на эти агрегаты был сделан. В целом Скандинавские строители поставили Кондопожскому строительству две турбины, два генератора, оборудование вентиляции и отопления, штабельный кран, шарикоподшипники и др. механизмы и технику. Инженеры-эксперты из Финляндии участвовали в обследовании построек Кондостроя.

Одновременно с сооружение ГЭС шло строительство фабрики. Поначалу рассматривалась идея ограничиться в Кондопоге строительством древесно-массового завода, но экономические расчеты пока что в условиях Карелии выработка одной лишь древесной массы переработки ее на бумагу окажется совершенно нерентабельной - остановились на проекте строительства бумажной фабрики и целлюлозного завода. В докладной записке Д. И. Верещагина в июне 1925 года сформулированы идеи об установке на фабрике двух бумагоделательных машин с общей производительностью 42 тыс. т газетной бумаги. Местные рабочие в силу недостаточной квалификации не были подготовлены к обслуживанию скороходных машин, инженеры предлагали на первое время запустить машины на пониженных скоростях и вырабатывать в год до 25 тыс. т. газетной бумаги. Постепенно по мере рос квалификации рабочих появилась бы возможность увеличить скорость машин до плановой. Во время прохождения бумаг по вышестоящим инстанциям в проект вносились изменения и в конце концов СТО 3 - 1 июля 1925 года утвердил решение об оборудовании КондопожскоЯ фабрики одной бумагоделательной машиной с годовой производит ностью 25 тыс. т бумаги в год. Тогда встал вопрос, какую именно устанавливать машину, поскольку существовали разные типы бумагоделательной техники, существенно различавшиеся конструкцией и скоростью работы. Верещагину удалось пройти сложный путь "согласований" и "увязок" и добиться согласия ВСНХ на установку на фабрике в Кондопоге самого современного оборудования.

Начались переговоры со скандинавскими фирмами о поставках. Осенью 1925 года Д. И. Верещагин совершил командировку в Швецию, Норвегию и Германию. Знакомясь с деятельностью заводов всеобщего шведского электротехнического общества (АСЕА), заводом турбин в Кристенехамне, Карлстадским заводом бумажных машин в Швеции, заводами Квернер Брут и Тун в Норвегии, он изучал возможности поставок этими фирмами оборудования для Кондопожской фабрики7. Решено было остановиться на продукции норвежских фирм Квернер Брут и Тун. В 1925 году в Ленинград прибыли инженеры, представители этих фирм, совместно с ними был разработан проект фабрики, оговорены поставки техники. Однако осенью 1925 года, когда уже готовилось оформление заказа, резко поднялся курс шведской кроны (с 28 до 40 коп.). Кондострою требовались дополнительные деньги. На долгосрочные кредиты норвежские фирмы не шли. В этих условиях Кондострой начал переговоры о поставках оборудования для бумажного производства с германскими и чешскими фирмами. В 1926 году между СССР и Германией было заключено важное экономическое соглашение, по которому Германия предоставляла Советскому Союзу долгосрочные кредиты. Поэтому немецкие фирмы были заинтересованы в деловом сотрудничестве с советскими организациями. Выплаты в счет этого кредита гарантировались правительством и субсидировались банками, поэтому немецкие фирмы ставили их почти наравне с наличным расчетом.

Советско-германский договор 1926 года сыграл важную роль в судьбе Кондостроя. Его представители обратились к германскому Торгпредству с просьбой предложить фирме Фойт, имевшей очень хорошую репутацию в деловых кругах, сотрудничество с Карелией. Весной 1926 года представитель фирмы Фойт приехал в Ленинград, где были достигнуты договоренности по техническим вопросам. Для ведения коммерческих переговоров в Германию срочно выехал представитель Кондостроя. На этом этапе вновь начались неожиданности. Германское Торгпредство летом 1926 года передало заказ на оборудование для Кондопожской фабрики фирме Фюльнер. Ознакомившись с ее работой, советская сторона согласилась с решением Торгпредства. Были сделаны три заказа на оборудование фирме Линке Гофман Верке — отделению фирмы Фюльнер в Бад Вармбрунне, а также заказ фирме Демаг в Дюисбурге, фирме Патент Геркулес-Штейн в Дрездене. Размещение заказов на поставки электрооборудования проходило на конкурсной основе Представители Кондостроя и германского Торгпредства совместно анализировали предложения различных фирм и остановились на фирме Всеобщая компания электричества (АЕГ) в Берлине. Заказ на поставки паросилового оборудования был передан акционерному обществу Шкода верке в Чехословакии. Заказы на вентиляционное оборудование получила шведская фирма СвенскаФлектфабрикен8. Полная сметная стоимость заграничного оборудования составила 3547790 рублей9.

Для заключения договоров с западными фирмами 25 марта 1926 года была получена первая лицензия в размере 1340000 руб., выписанная на Германию. Уже в ходе переговоров в Берлине представители Кондостроя получили распоряжение о сокращении лицензии до 700000 рублей. Этих денег было, конечно, недостаточно. Заказы оказались под угрозой срыва. Помог член коллегии Наркомторга Шлейфер, находившийся в то время в Берлине. Он разрешил размещать заказ. Вскоре лицензия была увеличена до 856000 рублей. Вторая лицензия была получена 9 ноября 1926 года в сумме 370000 рублей и использовалась для завершения заказов на основное оборудование. Третья лицензия — 7 февраля 1927 года в размере 722000 рублей для закупки электрооборудования и паросиловой установки. В 1927 году были получены еще две лицензии общей суммой 172800 рублей для заказа вентиляционного оборудования и отопительной системы10.

В ходе строительства первоначальная стоимость ГЭС увеличилась более, чем в 2 раза, стоимость бумажной фабрики — в 3,5 раза. Резкое удорожание работ по Кондострою вызвало тревогу ВСНХ: смогут ли в обозримом будущем окупиться вложенные средства, будет ли кондо-пожская фабрика рентабельной? Среди некоторых специалистов ВСНХ выдвигались даже идеи о том, чтобы строительство приостановить, закупленное обрудование отправить на строительство Балахнинского бумажного комбината, а в Кондопоге открыть картонную фабрику11. В мае 1928 года в Москве трижды заседал научно-технический совет бумажной промышленности, на котором ведущие инженеры, экономисты, хозяйственники обсуждали вопрос о стоимости и рентабельности возводившегося в Карелии предприятия. После тщательного обсуждения научно-технический совет дал следующее заключение: валютные вложения в размере 1 миллион 150 тысяч долларов вернутся государству менее, чем через год успешной работы фабрики, при этом валютные расходы на импорт бумаги после пуска Кондопожской фабрики в стране сократятся, население Кондопожского района получит постоянную работу, возрастет грузооборот Мурманской железной дороги, — эти и другие аргументы позволяют признать вложение государственных средств в строительство Кондопожскрго комбината целесообразным12.

Вместе с тем во второй половине 1,920-х годов уже обозначились проблемы, которые предстояло решать в Кондопоге в ближайшие годы. Себестоимость гидроэнергии оказалась намного выше, чем предполагалось по проекту. В регионе не было в то время достаточного числа промышленных предприятий, которые могла обслуживать гидроэлектростанция (Бумажная фабрика имела свое паросиловое хозяйство и не потребляла гидроэнергию). Кондопожская бумага была дороже производившейся на аналогичных предприятиях СССР. Для решения многих проблем требовалось дальнейшее промышленное освоение региона. Необходимо было отказаться от привозной целлюлозы, построив свой целлюлозный завод, увеличить производственные мощности ГЭС и фабрики, повысить квалификацию рабочих.

В январе 1929 года первая очередь Кондопожской гидроэлектростанции вступила в строй. На открытие ГЭС приехали делегаты VIII Всекарельского съезда Советов, представители районов республики. Этот день стал праздником всей Карелии. Кондопожская ГЭС дала импульс дальнейшей индустриализации края. К началу первой пятилетки энергетическое хозяйство Карелии располагало электростанциями с суммарной мощностью 3,6 тысяч кВт13. Пуск в 1929 году Кондопожской ГЭС (мощность 4,5 тысячи кВт) и Кондопожской ТЭЦ на бумажной фабрике (мощность 3 тысяч кВт) сразу увеличил производство электроэнергии в республике в 3 раза14. В 1930-е годы активно велось расширение Кондопожской ГЭС и сооружение линии электропередач Кондопога-Петрозаводск. Если мощность первой очереди Кондопожской ГЭС составляла 4,5 тысяч кВт, то второй — уже 22 тысячи кВт. За время строительства была проделана большая работа: построены плотины с водосбором, канал длиною 4,5 километров, 4 дамбы, здание ГЭС, смонтированы металлоконструкции и оборудование. Первый агрегат второй очереди был введен в эксплуатацию в 1938 году. Это дало возможность ослабить "энергетический голод" Кондопожского бумажного комбината. 15 февраля 1941 года Петрозаводск получил электроэнергию Сунастроя15.

Создание энергоузла в Кондопоге позволило начать развитие бумажной промышленности в Карелии. В 1932 году бумажное производство поглощало в 5 раз больше электроэнергии, чем машиностроение и лесопиление вместе взятые16. 27 июня 1929 года вступила в строй Кондопожская бумажная фабрика, оснащенная современной техникой западного производства. Правда, после нескольких часов работы фабрика была остановлена из-за поломки в оборудовании и возобновила работу лишь через две недели —10 июля. Устойчиво выйти на проектную мощность — 75 тонн газетной бумаги в сутки — удалось в середине 1930-х годов. В 1935 году в Кондопоге был пущен в строй целлюлозный завод с тремя варочными котлами мощностью 27 тысяч тонн целлюлозы. Пуск этого завода имел большое значение для развития бумажной отрасли, поскольку привозная целлюлоза, которая использовалась прежде, была низкого качества и довольно дорогой. Всего до начала Великой Отечественной войны на целлюлозном заводе в Кондопоге было выработано 75,6 тысяч тонн сульфитной целлюлозы. В первой половине 1930-х годов юго-западный регион Карелии (Кондопога-Петрозаводск) стал ведущим в промышленном отношении. Уже в годы первой пятилетки его удельный вес в хозяйстве края поднялся с 39% до 53%. В это время Средняя Карелия производила 24%, Северная Карелия — 17%, Юго-Восточная Карелия — 6% промышленной продукции17.

Казалось, после первых труднейших лет освоения нового в республике производства, наступает время экономической стабильности. Необходимо было совершенствовать громоздкий, неэффективный хозяйственный механизм, созданный в условиях "социалистического штурма" конца 1920-х начала 1930-х годов, повышать экономические стимулы к труду. Однако в 1936 году, заручившись поддержкой рабочих-новаторов, Сталин и его окружение предприняли попытку нового экономического рывка. Были существенно увеличены плановые задания ведущим промышленным предприятиям и трестам. Если в 1936 году Кондопожский ЦБК произвел 32,6 тысяч тонн бумаги, то в 1937 году предприятию надлежало выработать в два раза больше — 74,3 тысяч тонн бумаги. Почти вдвое был увеличен план производства целлюлозы. Основным источником повышения производительности труда должно было стать "ускорение движения машин" за счет стахановских рекордов18. В 1937 году Кондопожский ЦБК нарастил выпуск продукции, но безумные планы выполнить, конечно, не смог: комбинат произвел чуть более 34 тысяч тонн бумаги, 14,4 тысяч тонн целлюлозы. Не справились с волюнтаристскими планами и многие другие предприятия Карелии. "Экономическая атака" захлебнулась. Вся полнота ответственности за это пала на головы хозяйственных руководителей, технической интеллигенции и передовых рабочих. Подверглись репрессиям директор Кондопожской бумажной фабрики Г. Г. Ярвимяки, управляющий делами этой фабрики Кальске, замдиректора Кондопожского ЦБК Э. А. Антгонен и др. Власти попытались использовать стахановцев в качестве своей социальной опоры в рядах рабочего класса во время чисток 1937 года. Ярлык "враг стахановского движения" призван был объяснить простым людям новый виток преследований хозяйственников, инженерно-технической интеллигенции. Вместе с тем репрессиям подверглось большое число самих стахановцев, а также рядовых рабочих. В их числе инициаторы стахановского движения на Кондопожском ЦБК П. В. Бураков, А. М. Фомин, рабочие В. Э. Вуорио, С. Д. Салми, , И. А. Жаритов и многие-многие другие19.

Репрессии вели к экономическому хаосу Производство на Кондопожском ЦБК лихорадило. При среднесписочной численности трудового коллектива в 1800 человек в 1938 году покинули предприятие 1120 рабочих. Многочисленные аварии, брак, простои производства были связаны прежде всего с неопытностью нового персонала. В докладе о хозяйственной деятельности ЦБК за 1938 год отмечалось: "Большинство наших сеточников, варщиков и др. свой стаж в данных квалификациях насчитывают месяцами"20. Словно и не было десятилетней напряженной работы по созданию в Карелии кадров рабочих-бумажников, которыми еще недавно гордилась республика.

Ценой неимоверных усилий кондопожане сохраняли и развивали потенциал своего предприятия в предвоенные годы. В 1937 году на Кондопожском ЦБК заработала еще одна бумагоделательная машина мощностью 12 тысяч тонн в год, а в 1941 году начала давать продукцию бумагоделательная машина мощность 32 тыс. т бумаги в год. В июне, 1941 года на Кондопожском ЦБК действовали три бумагоделательных машины суммарной мощностью 71 тысяч тонн бумаги в год. Большая часть продукции Кондопожского ЦБК поступала на Украину. В 1935 году туда было направлено 70,4% всей произведенной бумаги.

Кроме того кондопожская бумага направлялась в Москву, Ленинградскую область, Северный край и так далее21. Всего с 10 июля 1929 года до 20 июля 1941 года Кондопога дала стране 330,7 тыс. т бумаги, в том числе газетной22.



1. Юргенс Б. А. Социально-экономические проблемы электрификации. Петрозаводск, 1974. С. 53.
2. ВостряковА. И. Кондопога. Петрозаводск, 1975. С. 33.
3. Карелин В. А., Карпенко А. С., ПудышевГ.Я., Яковицкий В. М. Кондопога.
Очерки истории и культуры края. Петрозаводск, 1996. С. 51—52.
4. Там же. С. 56.
5. НА РК, ф. 721, оп. 1, д. 46/589, л. 210, 215.
6. НА РК, ф. 571, оп. 1, д. 6/35, л. 38, 39.
7. Курское Ю. В. Экономические связи Советской Карелии с Финляндией, Швецией и Норвегией. //Вопросы истории: сб. ст. Вып. 1. Петрозаводск, 1961. С. 52—58.
8. НА РК ф. 571, оп. 1, д. 32/274, л. 561—569.
9. Там же, д. 39/346, л. 3.

10. Там же, д. 32/274, л. 570.
11. Там же, д. 8/100, л. 132.
12. Там же, д. 39/346, л. 113-114.
13.Социалистическая индустриализация Карельской АССР. М. Л, 1935. С. 99.
14. Народное хозяйство Карелии 1926г.-июнь 1941 г.: сб. док. Петрозаводск, 1991. С. 33.
15. Там же. С. 38-40.
16. Социалистическая индустриализация Карельской АССР. С. 110—111.
17. Там же. С. 147.
18. НА РКф. 700, оп. 1, д. 217/1625, л. 22.
19. Карелин В. А., Карпенко А. С., Пудышев Г. Я., Яковицкий В. М. Указ. соч. С. 57.
20. НА РК ф. 2034, оп. 1 д. 2/11. л. 63, 64,82.
21. Там же ф. 700, оп. 1, д. 217/1625, л. 25.
22. Там же ф. 2034, оп. 1, д. 6/55, л. 2,4.

Статья из книги "Кондопожский край в истории Карелии и России (материалы III краеведческих чтений, посвященных памяти С.В. Шежемского (7-8 апреля 2000г.)) Петрозаводск-Кондопога 2000г.

 













Рейтинг@Mail.ru