Быт рабочих Кондопоги в 1923 — 1933 г.г. по материалам газеты "Красная Карелия "

М. А. Алексеева (Петрозаводск)

Быт рабочих Кондопоги в 1923 — 1933 г.г. по материалам газеты "Красная Карелия "


В НАЧАЛЕ 1920-х годов экономика Карелии находилась в полной разрухе. Вся промышленность стояла, население голодало, не было одежды, топлива, в том числе и бумаги. В Кондопожской волости в то время действовали два небольших лесозаготовительных пункта и шестнадцать водяных мельниц.
В 1913 году Россия стояла на 12-ом месте в мире по производству бумаги, которой она производила в 17,4 раза меньше США, в 8 раз меньше Германии, а потому вынуждена была закупать ее за границей. 26 апреля 1921 года Совет Труда и Обороны принял постановление об основных направлениях хозяйственного строительства в Карелии: построить бумажную фабрику, целлюлозную фабрику и центральную электрическую в Кондопоге, на реке Суне.
Летом 1923 года была образована строительная организация "Кондострой", началась вербовка рабочих. Так вырос рабочий поселок близ деревни Кондопога. К1926 году поселок состоял из 2606 жителей. Кон-допога по переписи 1926 года была в числе шести самых крупных поселков в Карелии. В переписи 1933 года Кондопога была обозначена как поселок городского типа и насчитывала уже 3811 человек. С пуском ГЭС и первой линии Бумажной фабрики в 1929 году организация "Кондострой" перестала существовать. В 1938 году поселок Кондопога был преобразован в город.
Строительство в Кондопоге имело огромное значение не только для Карелии, но и для всей страны в целом. Это была исходная точка начала индустриализации в Карелии. Это был рабочий поселок, где большинство населения уже не было связано с сельским хозяйством. Жизнь населения этого поселка сопровождалась всеми теми трудностями, которые присущи начальному этапу индустриализации во всех странах мира.
Сложности жизни (рабочего) поселка можно проследить по публикациям в республиканской газете "Красная Карелия", органе Карельского Центрального Исполнительного Комитета. С 1924 года газета начинает публиковать заметки и статьи о Кондопожском строительстве. С конца 1923 года в Карелии наблюдается неуклонный рост числа добровольных корреспондентов, которые и присылали эти заметки. Рабкоры, как правило, скрывали свое имя под инициалами либо псевдонимами, такими как Алкуд или Толин и т. д. В газете "Красная Карелия" статьи о Кондопоге помещались под такими рубриками как "Уголок рабселькора", "Почтовый ящик", которые рассказывали обо всех сторонах жизни поселка. С 1926 года были введены новые рубрики "За режим экономии, за поднятие производительности труда", "Кому, что нужно сделать". Существовали и специальные рубрики, посвященные непосред ственно Кондопоге: "Вести с Кондостроя", "Кондопога под обстрелом самокритики". Начиная с 1930 года, газета все меньше внимания уделяет бытовым подробностям, в статьях теперь речь идет об ударничестве, социалистических соревнованиях, прорывах и планах.
Поселок Кондопога все время разрастался. С 1926 по 1933 год население увеличилось в 1,5 раза, главным образом за счет прибыв: щего населения. Рабочие прибывали со всей страны, больше всего Ленинградской области, Северного района, Московской области. Много прибывало рабочих-специалистов из Финляндии, финских эмигрантов из Канады. Приезжали рабочие и из Карелии, как правило, из Заонежья, Петровского и Пряжинского районов. Население поселка составляли люди, в основном, трудоспособного возраста 16-59 лет.
Разместить людей в поселке было очень сложно, так как постоянно не хватало жилья. Инженерно-техническому персоналу предоставлялись отдельные квартиры. А рабочие были вынуждены тесниться в бараках по 90-100 человек в каждом. Бараки для семей выглядели так: из одной большой комнаты был сооружен узкий коридор и много маленьких комнатушек, в каждой проживало по 6-8 человек. В бараках для одиноких была только одна большая комната, в которой кровати стояли рядом друг с другом, посреди комнаты возвышалась русская печь. Соломенные сенники заменяли матрацы, одеяла были большой редкостью, постельных принадлежностей всегда не хватало. В бараках наблюдалась полная антисанитария: духота, скученность, клопы и тараканы. В жилых помещениях не было кухонь, готовили рабочие себе в двух общественных кухнях, расположенных в некотором отдалении от бараков.
Нехватка жилья в поселке вынуждала рабочих снимать частное жилье в деревне, где с них брали очень высокую плату.
На строительстве работало много иностранных специалистов, главным образом, финнов. По переписи 1933 года, их было 18% от общего числа населения Кондопоги. Между русскими и финнами в поселке не всегда были добрососедкие отношения. Часто распространялись слухи, что финнам за ту же работу, при одинаковой квалификации платят больше, чем русским, что им предоставляется лучшее жилье. Поэтому финны замыкались в своем кругу, у них была своя партийная ячейка, собственная стенгазета в клубе, свой драматический кружок.
Кроме двух общественных кухонь в Кондопоге существовала и столовая, была организована и детская столовая. Для рабочих это было новым явлением. Но в "Красной Карелии" с завидным постоянством появлялись заметки с критикой работы столовой: малое количество обедов, очереди, небольшие порции, высокие цены, недоброкачественные продукты и плохое обслуживание.
В случае болезни или травмы, население могло обращаться в больницу, которая размещалась в холодном, тесном бараке. Не смотря на то, что медицинский персонал делал все возможное, ее услугами могли воспользоваться далеко не все рабочие. В больнице не хватало мест, персонала, постельных принадлежностей, халатов.
Для культурного отдыха рабочих был построен клуб. В этот период времени клубы в Карелии были основным типом просветительного учреждения. В клубе имелся свой небольшой кинотеатр, где демонстрировались фильмы молодой советской кинематографии и зарубежная классика: "Броненосец "Потемкин", "Стачка", "Похороны В. И. Ленина", "Монти Бекке", "Геральд Ллойд". В клубе работал свой театр, русский и финский драматический кружки. Часто в поселок приезжали с гастролями труппы из Петрозаводска и Ленинграда. При клубе была организована библиотека, имевшая более 1 тысячи книг на русском и финском языках, выписывалось множество периодических изданий. В клубе проводились вечера, танцы, читались лекции. Проводились антирелигиозные мероприятия, такие как "Комсомольское рождество", "Комсомольские крестины". При клубе были организованы кружки, где рабочие могли повышать уровень технических знаний и просто обучиться грамоте. Но клуб не мог обслужить более 10% рабочих. Сезонникам и жителям деревни Кондопога доступ в клуб был закрыт. Поэтому чаще всего рабочие предпочитали проводить свое свободное время за игрой в карты и в пьяной компании. Одних шинкарей (продавцов самогона) в поселке было более ста.


Литература:

1 . Востряков А. П. Кондопога. Петрозаводск, 1975, С. 32.
2. Там же. С 32.
3. Кондопога. Очерки истории и культуры края. /Карелин В. А., Карпенко
А. С., Петрозаводск, 1996, С. 17.
4. Григорьев С. В. На заре индустриализации.//На фронте мирного труда.
Воспоминания участников социалистического строительства в Карелии
1920—1940. Петрозаводск, 1976, С. 17.
5. Всесоюзная перепись населения 17 декабря 1926г. Предварительные итоги
по Карельской республике. Петрозаводск, 1927, С. 16.

Статья из книги "Кондопожский край в истории Карелии и России" (материалы III краеведческих чтений, посвященных памяти С.В. Шежемского (7-8 апреля 2000г.)) Петрозаводск-Кондопога 2000г.

 













Рейтинг@Mail.ru