М. А. Алексеева (Петрозаводск)
В НАЧАЛЕ 1920-х
годов экономика Карелии находилась в полной разрухе. Вся промышленность стояла,
население голодало, не было одежды, топлива, в том числе и бумаги. В Кондопожской
волости в то время действовали два небольших лесозаготовительных пункта и шестнадцать
водяных мельниц.
В 1913 году Россия стояла на 12-ом месте в мире по производству бумаги, которой
она производила в 17,4 раза меньше США, в 8 раз меньше Германии, а потому вынуждена
была закупать ее за границей. 26 апреля 1921 года Совет Труда и Обороны принял
постановление об основных направлениях хозяйственного строительства в Карелии:
построить бумажную фабрику, целлюлозную фабрику и центральную электрическую
в Кондопоге, на реке Суне.
Летом 1923 года была образована строительная организация "Кондострой",
началась вербовка рабочих. Так вырос рабочий поселок близ деревни Кондопога.
К1926 году поселок состоял из 2606 жителей. Кон-допога по переписи 1926 года
была в числе шести самых крупных поселков в Карелии. В переписи 1933 года Кондопога
была обозначена как поселок городского типа и насчитывала уже 3811 человек.
С пуском ГЭС и первой линии Бумажной фабрики в 1929 году организация "Кондострой" перестала
существовать. В 1938 году поселок
Кондопога был преобразован в город.
Строительство в Кондопоге имело огромное значение не только для Карелии, но
и для всей страны в целом. Это была исходная точка начала
индустриализации в Карелии. Это был рабочий поселок, где большинство населения
уже не было связано с сельским хозяйством. Жизнь населения этого поселка сопровождалась
всеми теми трудностями, которые присущи начальному этапу индустриализации во
всех странах мира.
Сложности жизни (рабочего) поселка можно проследить по публикациям в республиканской
газете "Красная Карелия", органе Карельского Центрального Исполнительного
Комитета. С 1924 года газета начинает публиковать заметки и статьи о Кондопожском
строительстве. С конца 1923 года в Карелии наблюдается неуклонный рост числа
добровольных корреспондентов, которые и присылали эти заметки. Рабкоры, как
правило, скрывали свое имя под инициалами либо псевдонимами, такими как Алкуд
или Толин и т. д. В газете "Красная Карелия" статьи о Кондопоге помещались
под такими рубриками как "Уголок рабселькора", "Почтовый ящик",
которые рассказывали обо всех сторонах жизни поселка. С 1926 года были введены
новые рубрики "За режим экономии, за поднятие производительности труда", "Кому,
что нужно сделать". Существовали и специальные рубрики, посвященные непосред
ственно Кондопоге: "Вести с Кондостроя", "Кондопога под обстрелом
самокритики". Начиная с 1930 года, газета все меньше внимания уделяет
бытовым подробностям, в статьях теперь речь идет об ударничестве, социалистических
соревнованиях, прорывах и планах.
Поселок Кондопога все время разрастался. С 1926 по 1933 год
население увеличилось в 1,5 раза, главным образом за счет прибыв: щего населения.
Рабочие прибывали со всей страны, больше всего Ленинградской области, Северного
района, Московской области. Много прибывало рабочих-специалистов из Финляндии,
финских эмигрантов из Канады. Приезжали рабочие и из Карелии, как правило,
из Заонежья, Петровского и Пряжинского районов. Население поселка составляли
люди, в основном, трудоспособного возраста 16-59 лет.
Разместить людей в поселке было очень сложно, так как постоянно не хватало
жилья. Инженерно-техническому персоналу предоставлялись отдельные квартиры.
А рабочие были вынуждены тесниться в бараках по 90-100 человек в каждом. Бараки
для семей выглядели так: из одной большой комнаты был сооружен узкий коридор
и много маленьких комнатушек, в каждой проживало по 6-8 человек. В бараках
для одиноких была только одна большая комната, в которой кровати стояли рядом
друг с другом, посреди комнаты возвышалась русская печь. Соломенные сенники
заменяли матрацы, одеяла были большой редкостью, постельных принадлежностей
всегда не хватало. В бараках наблюдалась полная антисанитария: духота, скученность,
клопы и тараканы. В жилых помещениях не было кухонь, готовили рабочие себе
в двух общественных кухнях, расположенных в некотором отдалении от бараков.
Нехватка жилья в поселке вынуждала рабочих снимать частное жилье в деревне,
где с них брали очень высокую плату.
На строительстве работало много иностранных специалистов, главным образом,
финнов. По переписи 1933 года, их было 18% от общего числа населения Кондопоги.
Между русскими и финнами в поселке не всегда были добрососедкие отношения.
Часто распространялись слухи, что финнам за ту же работу, при одинаковой квалификации
платят больше, чем русским, что им предоставляется лучшее жилье. Поэтому финны
замыкались в своем кругу, у них была своя партийная ячейка, собственная стенгазета
в клубе, свой драматический кружок.
Кроме двух общественных кухонь в Кондопоге существовала и столовая, была организована
и детская столовая. Для рабочих это было новым явлением. Но в "Красной
Карелии" с завидным постоянством появлялись заметки с критикой работы
столовой: малое количество обедов, очереди, небольшие порции, высокие цены,
недоброкачественные продукты и плохое обслуживание.
В случае болезни или травмы, население могло обращаться в больницу, которая
размещалась в холодном, тесном бараке. Не смотря на то, что медицинский персонал
делал все возможное, ее услугами могли воспользоваться далеко не все рабочие.
В больнице не хватало мест, персонала, постельных принадлежностей, халатов.
Для культурного отдыха рабочих был построен клуб. В этот период
времени клубы в Карелии были основным типом просветительного учреждения. В
клубе имелся свой небольшой кинотеатр, где демонстрировались фильмы молодой
советской кинематографии и зарубежная классика: "Броненосец "Потемкин", "Стачка", "Похороны
В. И. Ленина", "Монти Бекке", "Геральд Ллойд". В клубе
работал свой театр, русский и финский драматический кружки. Часто в поселок
приезжали с гастролями труппы из Петрозаводска и Ленинграда. При клубе была
организована библиотека, имевшая более 1 тысячи книг на русском и финском языках,
выписывалось множество периодических изданий. В клубе проводились вечера, танцы,
читались лекции. Проводились антирелигиозные мероприятия, такие как "Комсомольское
рождество", "Комсомольские крестины". При клубе были организованы
кружки, где рабочие могли повышать уровень технических знаний и просто обучиться
грамоте. Но клуб не мог обслужить более 10% рабочих. Сезонникам и жителям деревни
Кондопога доступ в клуб был закрыт. Поэтому чаще всего рабочие предпочитали
проводить свое свободное время за игрой в карты и в пьяной компании. Одних
шинкарей (продавцов самогона) в поселке было более ста.
Литература:
1 . Востряков А. П. Кондопога. Петрозаводск, 1975,
С. 32.
2. Там же. С 32.
3. Кондопога. Очерки истории и культуры края. /Карелин В. А., Карпенко
А. С., Петрозаводск, 1996, С. 17.
4. Григорьев С. В. На заре индустриализации.//На фронте мирного труда.
Воспоминания участников социалистического строительства в Карелии
1920—1940. Петрозаводск, 1976, С. 17.
5. Всесоюзная перепись населения 17 декабря 1926г. Предварительные итоги
по Карельской республике. Петрозаводск, 1927, С. 16.