О топонимии курорта Марциальные воды

В.А. Агапитов (Марциальные воды)

О топонимии курорта Марциальные воды

Поселение Марциальные воды возникло в годы Петровских реформ на территории, где исторически проживали карелы-людики. К сожалению, работ, в которых бы освещалась история северно-людиковского края крайне недостаточно. К числу немногочисленных серьезных исследований языка и культуры карел-людиков следует отнести работы ученых из Финляндии — Аймо Турунена, Артура Генетца, Пертти Виртаранта и Вилье Ниссиля. П. Виртаранта, к примеру, издал в шестидесятые годы объемный труд из трех томов, посвященный говору одной единственной деревни — Галлезеро. Вилье Ниссиля обобщил свои полевые наблюдения в монографии, написанной на немецком языке. Она целиком посвящена названиям деревень людиковского региона. Людиковский диалект изучал и карельский ученый А. П. Баранцев, издавший "Образцы людиковской речи", в которых представлен говор деревни Пелдожа.
В нашей статье рассматривается ряд исторических названий Марциальных вод и окрестностей. Как известно, Марциальные воды — первый в России курорт были основаны императором Петром Великим в первой четверти XVIII столетия в малонаселенном Олонецком крае. Курорт возник в горнозаводском районе с преимущественно людиковским населением. Для этого времени характерно также появление здесь ряда поселений, основу которых составили русские — мастеровые и рабочие, переселенные правительством на заводы северного Обонежья из центральных районов страны. Русские поселились в Кончезере, Белой горе, Тивдии и в некоторых других местах Кондопожского края.
Окрестности Марциальных вод состояли из нескольких исключительно карело-людиковских деревень — "Хомсельг"(Гомсельга), "Халлдъярв" (Галлезеро), "Дэссу" (Верхняя ламба), "Мартойнэ" (Мартойне), "Иссай" или "Иссайажельд" (Исаева Сельга), "Утук"(Утуки), "Пуйкньем" (Пуйгуба). Большая часть названий перечисленных деревень произошла от имен-прозвищ первопоселенцев: D`essu — от имени Еким в карельской оглассовке, Мartoine — от имени Мартын или Марта, "Иссай", "Иссайажельд" от имени Исайя, "Утук" - видимо, от древнего имени "Уту", "Уто", встречавшегося у северных финноугров.
Названия "Хомсельг" и "Халлдъярв" ведут свое происхождение от природных особенностей местности. "Хомсельг" ранее звучало "Хохгсельг", означает "Сосновая сельга". В свою очередь название озера и деревни "Халлдъярв" происходит от людиковских лексем "халлу", "халле", "халл" "иней" + "дъярв" "озеро".
Название урочища, где ныне расположен поселок Марциальные воды, называлось когда-то "Видсельг" (Видасельга) из людиковского "УК!" "молодой еловый лес" + "сельг" "сельга". Этот топоним упоминается в названии церкви апостола Петра на курорте. Первоначальное название царского поселения, возникшего при Петре Великом, звучало как Дворец, Дворцы или У Дворца. Карелы восприняли русское название как "Дворо" (а), "Дворсал". Как известно, открытие минеральных вод принадлежит рабочему-карелу Кончезерского завода Ивану Ребоеву, побывавшему в 1714 году на Равболоте с возчиками руды. Здесь действительно тогда брали железную руду для Кончезерского завода. Название же болота, где находилась местная руда, по-людиковски звучало как "Раудсуо" или "Раудогд". Ручей, протекавший через болото и низину назывался "Раудордойя", то есть "ручей железной низины". Исток ручья находился в озерке "Рауд(а)ломби". Ныне ламба зовется иначе — Шитоламба. Впадает же ручей в Габозеро (по-людиковски "Хавдъярв" "осиновое озеро").
Сегодня в Марциальных водах о петровской эпохе напоминают лишь отдельные названия — Петровская сосна (хотя по преданию царь Петр посадил березу), Петровский источник, Петровская церковь, Высокая гора. Примечательно, что местные жители карелы называли болотный Петровский источник как "Родникад" или "Святой вода" (Святая вода), явно восприняв оба названия от русских. Рядом с поселком есть другие природные родники, хорошо известные местным жителям. Например, "Вилукайво" (Холодный родник) или "Кажий кайво" (Кошачий родник). Название же минерального источника "Святой вода" явно свидетельствует, что Петровский родник был освящен церковью, возможно, еще при Петре Великом.
Полное обрусение окрестностей не состоялось, но в ряде топонимов отчетливо наблюдается русское языковое влияние (например, в названиях "Дорог", "Тропп", "Могил", "Пост", "Сарайнурм", "Губа" и так Далее). О шведах или финнах напоминает название пожни "Руосинкумбу".
Пара слов о названии Марциальные воды. Признается, что свое название поселение и курорт получили по имени римского языческого бога Марса — бога войны, железа и весны. Железистые воды и бог войны и железа — связь очевидная. Тем не менее не следует забывать о своеобразном топонимическом фоне — к востоку и западу от курорта находились две деревни, в названиях которых звучала сходная с латинской формой названия курорта основа mart — "Мартньбам" и "Мартойне". Не помог ли их звуковой строй в окончательном выборе названия Первого русского курорта или здесь таится еще одна загадка?

Статья из книги "Кондопожский край в истории Карелии и России (материалы III краеведческих чтений, посвященных памяти С.В. Шежемского (7-8 апреля 2000г.))" Петрозаводск-Кондопога 2000г

 













Рейтинг@Mail.ru