И.Р.Кабанова
Село Кондопога — поселение очень древнее.
Оно сложилось в результате слияния нескольких близко расположенных деревень
на северо-восточном берегу Кондопожской губы Онежского озера. Для той местности
этот куст деревень всегда был густо-населенным, в основном, за счет удобного
географического расположения. Впоследствии село стало перевалочной базой при
перевозке мрамора из Белой Горы в Петербург. К концу 19 века это был уже довольно
крупный волостной центр, в котором было: две церкви с колокольней, две часовни,
Два сельских приходских училища {мужское и женское). С прокладкой железной
дороги Петербург-Мурманск в 2 км от села появилась и ж/д станция «Кивач».
Уникальность территории, окружающей Кондопогу, состоит в
том, что довольно узкий перешеек {2 км) разделяет два озера: Онежское и Нигозеро,
перепад уровней которых составляет 33 метра (высота водопада «Кивач» до его
взрыва). Ровкручей, который вытекал из болотистых берегов Нигозера и Ровкозера,
спускаясь вниз по скалисты склонам, создавал множество «водопадиков». Их местные
крестьяне использовали с большой выгодой для устройства водяных мельниц.
Когда начался электрический бум в России, Кондопога была
определена как наиболее удачное место для строительства ГЭС. Подготовительные
изыскания велись еще до начала первой мировой войны.
Впоследствии, как известно, план ГОЭЛРО «включил» в свой
состав дореволюционные разработки и в 1929 году Кондопожская ГЭС была пущена
в строй. Рядом с ней стал строиться ЦБК.
Если не учитывать экологию, то для застройки села Кондопоги
это было не самое страшное. Главной ошибкой стал выбор территории под массовое
жилищное строительство к северу от ГЭС и ЦБК. Тем самым новый город стал развиваться
с одной стороны промышленной зоны, а село медленно умирало с другой стороны,
отступая под натиском развивающейся промышленности.
Так как город стал расти, то и вся инфраструктура постепенно
перешла на его территорию. ЦБК все больше расширялся, а кроме того, возникли
рядом с ним и другие предприятия. Последним генпланом (1967 г.), который давно
устарел, район деревни Кондопоги принят как неперспективный для жилья и лишь
наличие «памятника архитектуры союзного значения» вынудило пойти на компромисс
и оставить в неприкосновенности 300 метровую (!) охранную зону вокруг памятника
и даже предложить создать там музей. В итоге на сегодняшний день мы имеем
довольно неприглядную картину: полностью исчез Северный Конец села Кондопоги,
а вместе с ним и Ровкручей (теперь это территория комбината); изменен ландшафт
северной береговой линии Онежского озера, территория ЦБК дошла до границы
бывшего центра села.
С восточных высот «нависают» над деревней очистные сооружения
и птицефабрика. Старое кладбище при церкви уничтожено, разобрана зимняя церковь,
исчез исторический выезд из села на Мянсельгскую Дорогу (с нее открывалась
удивительная панорама — село как бы плыло в «золотых» полях ржи на фоне Онежского
озера). Изменилась и сама трасса деревенской дороги в южной части, т. к. уровень
Онеги был поднят на 70 см после строительства новых шлюзов на Мариинской водной
системе; построены несоответствующие историческому облику села здания магазина,
клуба и 18-квартирных жилых домов. Магазин не отвечает элементарным эстетическим
требованиям, кроме того, постановка Клуба и магазина нарушила целостное восприятие
церкви с главной Улицы села (средний уровень восприятия). Грубо изменен ландшафт
в районе клуба. Берег вокруг церкви захламлен лодочными сараями, чего никогда
раньше не было, гибнут от пожаров и запустения последние старые дома в непосредственной
близости от церкви. Территория бывшего кладбища постепенно зарастает деревьями,
в результате чего изменилось восприятие церкви с микроуровня
В данный момент село стало удобным дачным местом для большинства
бывших жителей и отношение к нему соответственно меняется В сторону «места
временного пребывания». Для многих людей церковь стала досадным тормозом в
вопросах строительства дачных домиков на местах бывших традиционных жилых
домов, т. к. все-таки еще сохраняется 300 метровая охранная зона. Дальше запретов
дело не идет, а ведь в деревне есть условия для строительства жилья с полным
инженерным обеспечением, но это требует составления специальной программы
и определенных затрат. Здесь я подхожу к самому больному и главному вопросу
— нужна разработка комплексной программы по д. Кондопоге, для этого необходимо:
Вышеизложенные проблемы стали уже «кричащими» для нас. Они
созрели в результате неразумного отношения к истории своей малой Родины.
Природа сама по себе прекрасна, как и все творение Божие. и
лишь человек — венец творения, может оценить эту красоту. Он не останавливается
на этом, но наделенный от Бога разумом и Духом человек становится сотворцем
этого мира, он ставит «точки» в Книге природы (в противном случае он вырывает
целые страницы). В любой стране, в любую эпоху человек, живя среди природы,
стремился преобразить ее и всегда искал в ней место, для своего «сокровенного»
На протяжении многих тысячелетий у разных народов это «сокровенное»
выражалось по-разному. У христиан оно получило свое истинное значение, т. к
Боговоплощением земное соединяется с неземным.
Христианским Храмом Бог через человека завершает Свое творение.
Рукотворный, вещественный Храм преображает среду; он концентрирует в себе красоту
этого мира и является материальным воплощением радости и любви человека к Богу.
Почему мы удивляемся той разумной и спокойной жизни, которой
жили наши предки, их умному ведению хозяйства, умению поддержать и восстанавливать
природные утраты. Я думаю, потому что мы в большинстве своем не осознаем себя
людьми, не живем, а сушествуем (банальная фраза, но это так). Нам становится
скучно только от одних мыслей, что нало что-то сделать. Такое существование
для человека гибельно, он деградирует во асех отношениях. Церковь же открывает
Человеку Источник жизни, она будит в нем человека как любимое творение Божие,
а от любви нельзя отмахнуться, она задевает даже, когда человек бежит от нее.
Наши предки вели жизнь в большинстве своем достойную человека и не могли предать
любовь Бога тем, чтобы развалить и уничтожить «хозяйство», которое им дано в
вотчину самим Творцом.
Хочется надеяться, что разрешение проблем, которые «нависли»
над Древним селом Кондопога, начнется с нашего времени, а уникальный Успенский
храм вновь приобретет достойное окружение.
Кабанова И.Р.
О современной градостроительной ситуации бывшего села Кондопога и
деградации его исторической среды
// Успенская церковь в Кондопоге: Сб. ст. по мат. конф.
/ Под ред. Л.Н. Большакова. - Кондопога; СПб., 1994 - 1996. - 144 с.: фото