Карельский научно-медицинский центр СЗО РАМН г.Кондопога

 

Kарельский научно-медицинский центр Северо-западного отделения Российской академии медицинских наук (КНМЦ СЗО РАМН) создан по инициативе Президиума СЗО и при активной поддержке Правительства Республики Карелия, Петрозаводского государственного университета и одного из крупнейших предприятий Северо-Запада России ОАО «Кондопога» в 2000 году. По предложению Президиума СЗО РАМН и Ученого Совета ПетрГУ директором КНМЦ избран доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой факультетской хирургии ПетрГУ Дуданов Иван Петрович. В состав Ученого Совета КНМЦ СЗО РАМН вошли ведущие ученые Карелии, профессора и доценты Петрозаводского госуниверситета.

Учитывая климатические (продолжительность низких температур более 9 месяцев в году при высокой влажности воздуха и малом количестве солнечных дней) и географические (огромные территории с малой плотностью населения) особенности региона, а также, исходя из основных статистических показателей состояния здоровья населения региона, первоочередными направлениями научно-исследовательских работ КНМЦ СЗО РАМН были определены:

  • Сердечно-сосудистая патология (эпидемиология, диагностика, клиника, хирургия, анестезия и реанимация, реабилитация).
  • Перинаталогия и актуальные региональные проблемы педиатрии.
  • Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний сердечно-сосудистой и легочной систем.
  • Разработка и внедрение новых медицинских технологий, в т.ч. разработка и внедрение новых информационных технологий.
  • Основными клиническими и исследовательскими базами стали клинические больницы Петрозаводска, где работают ведущие специалисты, а также Медицинский центр ОАО «Кондопога». Уникальной особенностью этого учреждения является то, что центр находится в стадии становления, быстрыми темпами идет строительство его корпусов и оснащение современным диагностическим и лечебным оборудованием. Центр в г. Кондопога со временем становится основной исследовательской базой КНМЦ, здесь разместились диагностический центр и многопрофильная поликлиника, создана база для реабилитации больных сердечно-сосудистой патологией. В 2004-2005 гг. планируется завершение строительства госпитального корпуса с комплексом диагностического оборудования, операционными для проведения операций при поражении коронарных артерий, стенозирующих поражениях ветвей дуги аорты, грудной и брюшной аорты, артерий и вен конечностей.

    По направлению медицинской информатики с 1999 г. ведется разработка медицинской информационной системы Кондопога, которая в настоящее время внедрена в нескольких лечебно-профилактических учреждениях Карелии.

    по материалам сайта iskondopoga.narod.ru
     


    Oсенью 2000 года началась реконструкция комплекса зданий бывшего детского сада на улице М. Горького под поликлинику ОАО "Кондопога". Ровно через год, за несколько месяцев до открытия, руководитель Медицинского центра ОАО "Кондопога" профессор, доктор медицинских наук И. П. Дуданов скажет нашему корреспонденту, что вот-вот перед тружениками предприятия распахнет двери многопрофильная и мощная по приему поликлиника, которая будет являться не изолированной, предназначенной для определенного круга структурой, но общедоступным лечебным учреждением высокого класса.

    Многие ли верили тогда, что создаваемая по самым современным проектам, соответствующим европейским стандартам, поликлиника будет работать на должном уровне, по принципиально иной схеме, столь отличной от прежней?
    — Кто верил, а кто — нет, — говорит заведующая поликлиникой ОАО "Кондопога" С. И. КЕМПИ, вспоминая годы планов, проектов, надежд, — однако у нашего предприятия тогда уже был огромный опыт строительства, в том числе медицинского учреждения: за три года до открытия поликлиники начал работу обновленный санаторий-профилакторий "Бумажник". Помню, как 29 июля 2002 года, в день, когда поликлиника принимала первых посетителей, шутили: "У комбината есть несколько сыновей — творческий центр, профилакторий, Ледовый дворец и Дворец искусств, и вот наконец появилась первая дочь — поликлиника".
    Строительство новой поликлиники началось с тщательных расчетов, определения главных задач и обсуждения, казалось бы, незначительных моментов: от уютных кресел и диванчиков в коридорах, схемы расположения кабинетов до вопросов улучшения эффективности лечения — максимальной помощи и обследования пациентов в минимальный срок, сокращения сроков пребывания пациента на больничном листе и в поликлинике. Трудно поверить, что через кабинеты поликлиники ежедневно проходит несколько сотен человек, фиксируется до 800 посещений. И вот еще парадокс: количество обращений за медпомощью увеличилось едва ли не вдвое, а заболеваемость среди работников предприятия заметно снизилась.
    — Это стало возможным, — объяснила Светлана Ивановна, — благодаря использованию для лечения пацентов современных стандартов и схем терапии, а также профилактической направленности нашей работы. Несмотря на то, что сегодня много говорится о важности профилактики, отнюдь не многие лечебные учреждения нашей страны могут похвастаться хорошо налаженной профилактической работой. Мы — можем. Судите сами, на сегодняшний день 40-50% посещений поликлиники составляют обращения не по вопросам заболеваемости или выдачи больничных листов, а с целью оздоровления. Это тот показатель, на который, думаю, ориентируется и Министерство здравоохранения, и любое солидное медицинское учреждение.
    Несомненно, организация рабочего процесса, который предполагал бы рациональность во всем, — дело нелегкое. И в этом смысле медицинский центр ОАО "Кондопога" является уникальным лечебным
    учреждением: именно здесь впервые в Карелии (возможно, и в России) была организована работа всех служб по совершенно новой схеме, реализация которой стала возможной благодаря постоянно расширяющейся единой медицинской информационной системе.
    — Без ложной скромности можно сказать, — признается старший программист поликлиники ОАО "Кондопога" А. В. ГУСЕВ, — что существующая в поликлинике информационная система—единственная в Карелии, в России — несколько подобных опытов. Начинать пришлось практически с нуля, несмотря на то, что к моменту открытия поликлиники у нас уже был опыт создания информационной системы для профилактория. Дело в том, что с точки зрения сложности разница между стационаром, санаторием и поликлиникой огромна, и это, конечно, сказывается и на нашей части работы. Например, первоначальный вариант системы для профилактория создавался три месяца: осенью 1999 года мы начали над ней работать, и уже с января 2000 года санаторий-профилакторий полностью перешел на электронный документооборот — ни одной бумаги, чего поликлиника даже после трехлетней работы с системой добиться до конца пока не может.
    — Компьютеризация — процесс сложный и новый, а ко всему новому, как водится, мы относимся с некоторой долей опасения. Есть ли возможность потери информации с появлением каких-либо неполадок в системе?
    — Конечно, система может давать сбои, но для таких случаев предусмотрен резервный сервер, есть копии базы данных, которые хранятся не только в здании поликлиники. Вероятность серьезных неполадок в системе невелика, зато польза информационной сети огромна. Что же касается бумажной картотеки, то там проблемы возникают регулярно: то карточка утеряна или на руках у пациента, то лист с нежелательной записью — и такое случается — вырван. Электронная карта на порядок удобнее и надежнее бумажной, особенно в плане возможности доступа. Карточку, находящуюся на стеллаже в регистратуре, может взять практически каждый медицинский работник, а электронный вариант видят только доктора. Гинекологическая служба, например, уже полностью перешла на электронные карты, доступа к которым нет даже у руководства поликлиники. К плюсам компьютеризации относится также колоссальная экономия времени: сейчас нажатием практически одной кнопки можно просмотреть флюоротеку, прививочные карты, создать списки нуждающихся в дополнительном обследовании. Возможности совершенствования системы безграничны.
    — Например? Какие проекты, планы?
    — В первую очередь мы планируем полностью перейти на электронный документооборот, избавившись от бумажных карт, тем более что на это получено юридическое разрешение Минздрава. Есть идея внедрения новейших технологий, которые позволят проводить экстренные врачебные консультации. Мы ждем несколько телемедицинских комплектов, которые хотим установить на удаленных объектах, например, в здравпунктах, чтобы фельдшер по сложному случаю мог незамедлительно проконсультироваться с врачом. Вообще поликлиника уже имеет опыт проведения так называемых телеконсультаций с ведущими российскими и зарубежными специалистами, правда, пока такие консультации сводятся в основном к пересылке документов, записей, но, надеемся, что вскоре появится возможность консультирования пациента на расстоянии.
    — Информационная система, — добавляет С. И. Кемпи, — очень помогает, ведь время не стоит на месте: работать по старинке, пожалуй, уже невозможно. Что касается ближайших перспектив в клиническом плане, то могу сообщить, что уже начал работать второй специалист-невролог, в августе будет вести прием нефролог, откроется хирургический кабинет. В ближайшее время появятся долгожданный ультразвуковой аппарат и рентге-нодиагностический комплекс.

    В. БРАГИНА.

    газета "Авангард" 2005г.