Cохранение уникальных и особо ценных природных объектов и комплексов, а также эталонных природных территорий, незатронутых или слабо трансформированных человеком, одна из важнейших задач, имеющих отношение к глобальной проблеме поддержания экологического равновесия и защиты окружающей среды. Осознание этого факта привело к тому, что к концу XX столетия во многих странах формирование природно-заповедного фонда было признано государственной задачей, а координация и контроль над этой деятельностью вышли на межгосударственный уровень.
История создания охраняемых природных территорий насчитывает уже не одно столетие. В России до настоящего времени функционируют некоторые природные резерваты, взятые под охрану еще в петровские времена, дореволюционный период, в первые годы советской власти (Геймере, Штильмарк, 1978). В Карелии примером преемственности в работе по созданию ООПТ могут служить лесные заказники, учрежденные с целью сохранения культур редких пород древесных растений, заложенных еще финскими специалистами в первой половине XX века. Для защиты уникальных, ценных и эталонных участков и объектов в России, как и в других странах, формируется сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ), каждая из которых имеет свой особый режим охраны и функционирует в соответствии с отдельно утвержденным положением или паспортом. Последнее отличает их от средозащитных и санитарных зон с общими режимами, которые, согласно федеральному закону «Об охране окружающей среды», устанавливаются «для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнения и других вредных воздействий» (раздел IV, статья 34).