Жемчужина Карелии. Город Кондопога.


Рейтинг@Mail.ru
Majordomo.ru - надёжный хостинг

Снимает не камера, а фотограф

Снимает не камера, а фотограф

С того момента как в феврале/марте 1997 года появился первый вариант
этого текста в ситуации с фототехникой у нас в стране очень многое
изменилось. Полтора - два года назад приемлемой информации на русском
языке практически не было, сейчас она появилась. Hапример начал регулярно
выходить журнал Foto&Video, раньше журналы подобного качества на русском
языке были недоступны. В каждом номере предлагается большое количество
интересных фоторабот ведущих российских и иностранных фотографов, также
довольно подробно рассказывается о фототехнике. Причем если фотографии
были интересны с первого номера, то статьи о фототехники постепенно
улучшались. В конце 1997 года был выпушен журнал-каталог Фототехника &
Видеокамеры (N2 '98). Этот номер существенно отличался от двух первых
номеров (Фототехника N1/N2) и он содержал большое количество полезной
технической информации. В нем был напечатан вариант этого текста. Также
ведущие фирмы-производители стали уделять большее внимание российскому
рынку, ими были переведены основные каталоги. Фирмы Canon и Minolta
сделали русскоязычные www-сервера (http://www.canon.ru и
http://www.minolta.ru), фирма Pentar которая представляет Pentax в нашей
стране также имеет www-сервер - http://www.pentar.ru. В последнее время
компьютерные сети (такие как Internet и FIDO) стали доступны не только
специалистам по компьютерам. В интернет можно найти практически любую
информацию по фототехнике, причем сейчас уже не только на английском
языке. Большое количество русскоязычной информации есть на сервере
http://www.photoweb.ru.

Hа основе этой версии (в которой рассматриваются теперь не только
зеркальные камеры) текста было подготовлено несколько статей для
N10/98 Фототехники&Видеокамеры (выпушен в августе 1998 года). До этого
момента я поддерживал два варианта текста один для сетей, другой для
бумажной прессы. В связи с тем что аудитория в сети все время расширяется
я решил отказаться о поддержания двух разных вариантов. Обращение "мы
советуем/рекомендуем и т.д." в этом тексте используется именно поэтому.

В приложениях к этому тексту при распространение через конференции
ru.photo/fido7.ru.photo приводятся таблицы с описанием SLR разных фирм и
характеристики довольно большого числа объективов. Эти таблицы взяты с
одного из самых известных www-сайтов посвященных фототехнике
http://www.cmpsolv.com/photozone. К оценкам надо относиться не более, как
к частному мнению, очень многие из них спорны, но я не счел возможным
удалить их из таблиц. Как пишет владелец этого сервера, результаты в
основном для людей которым сильно нужен ответ - и не сильно нужна
реальность. Получить обширную дополнительную информацию о P&S камерах (о
большом количестве конкретных моделей) можно на http://www.photoweb.ru,
там приведены результаты тестирования большого количества разнообразных
камер ("бумажные" варианты этих тестов опубликованы в
Фототехники&Видеокамеры).

И последнее, самое важное замечание. Современная фототехника лишь очень
недавно стала в хоть какой степени доступна в нашей(их) стране(ах) (к
сожалению далеко не для всех) и в связи с этим имеет место быть довольно
сильные перекос на техническую сторону фотографии. В более богатых
странах этот перекос тоже есть, но там редко когда покупку камеры, оптики
и аксессуаров любитель рассматривает как серьезную "инвестицию", у нас
же это бывает довольно часто. Фототехника сама по себе вещь интересная,
иногда даже очень интересная, но к фотографии (получаемому изображению)
она имеет лишь косвенное отношение. Помимо фотоаппарата с объективом
нужно много чего еще, и в первую очередь мастерство фотографа. Для того
что бы сделать хороший кадр достаточно иметь самый простой аппарат и
недорогой фикс-фокальный объектив (естественно речь не идет о любом
аппарате/объективе). Все навороты просто упрощают этот процесс и
добавляют положительных эмоции от съемок. Очень часто все
разговоры/переписка сводятся именно к обсуждению технической стороны
фотографии, ее ведь обсуждать намного проще (особенно на первый взгляд),
да и в компьютерных сетях попрежнему преобладают люди с техническим
мышлением. К сожалению далеко не все кто пишет в публичные конференции
понимают о чем идет речь, очень часто даже имеет место полное
непонимание, а иногда и откровенная дезинформация и из-за этого получить
достоверную информацию довольно сложно. Современная фототехника вещь
достаточно сложная и неоднозначная, идея давать прямые советы может быть
только от незнания и часто следование таким советам может завести в
тупик. Доверять нужно прежде всего собственному опыту, возможность
попробовать камеру или объектив найти можно почти всегда, без этого вы
врядли сможете выбрать именно то что вам нужно. В любом случае перед
покупкой камеры ответьте на вопрос "для чего я хочу купить новый
фотоаппарат и что я буду с ним делать", искренний ответ поможет упростить
вам "муки" выбора. Также учтите что массовая (минилабная) цветная
фототехнология не претендует на какое то особое качество, она рассчитана
на абстрактного "среднего потребителя". Если вы купите компактную камеры
за 300$ или даже зеркальную камеру с объективом за 600$ (и даже 1000$),
отснимите самую лучшую пленку и потом напечатаете отпечатки 20x30 и
сравните их с профессиональной выставочной печатью с 35 мм (не говоря уже
о среднем формате) то скорее всего вы увидите разницу (может даже
заметную), таковы реалии и их надо понимать до покупке камеры, а не
после. То есть не надо ждать никаких прорывов, особенно в случае покупки
вещей средней ценовой категории (например бюджетных zoom-объективов).
Практически все что описано в этих текстах это массовая технология
довольно высокого уровня, но не более. В таких технологиях практически
всегда действует правило, чем вещь дороже тем она лучше, причем прирост
качества зависит от цены нелинейно и чем лучшего результата вы хотите
достигнуть, тем больше вам придется платить за все. Причем оптимальная
стратегия в каждом случае разная, иногда оптимально купить более дорогое
оборудование того же формата, иногда перейти на более крупный формат (к
примеру купив б/у камеру). Ваша задача сводится к тому что бы
сбалансировать что вы хотите получить и сколько (усилий/денег и т.п.)
готовы потратить на занятие фотографией. Причем речь не идет только о
покупке камеры, после покупки ваши расходы могут только начаться.

Сейчас этот текст состоит из четырех частей
1. ВВЕДЕHИЕ (Что бывает)
2. СЛОВАРЬ
3. ЗЕРКАЛЬHЫЕ КАМЕРЫ
4. АКСЕССУАРЫ

======================
"Снимает не камера, а фотограф"
Hародная мудрость


ВВЕДЕHИЕ

Hесмотря на эпиграф, всем хочется иметь хорошую камеру. Перефразируя,
можно сказать: "Снимает не камера, а фотограф, но лучше иметь хорошую
камеру". Однако не надо понимать эпиграф буквально, далеко не любой
камерой можно сделать по настоящему хороший снимок (особенно в сложных
световых условиях или когда объект не статичен). Этот текст написан для
того что бы помочь вам соориентироваться и найти баланс между вашей
техникой, вашим мастерством как фотографа и тем что вы хотите
стабильно получать.

За последние несколько лет ситуация на рынке фототехники нашей страны
сильно изменилась. В силу исторических причин мы были оторваны от
мирового рынка фототехники и фотоуслуг. Путь, который большинство стран
прошло за десятилетия, мы прошли меньше, чем за десять лет. Возможность
выбора камер сейчас огромна, можно оптимально подобрать камеру в
соответствии с возможностями и потребностями. Самостоятельно разобраться
в этом сложно, а людей, которые могут дать квалифицированную
консультацию, не так много. К сожалению, в прессе обычно описывают
отдельные модели или ряд моделей одной фирмы. Попытки дать широкий обзор
редки. Эта статья, в первую очередь, будет полезна тем, кто хочет купить
новую камеру и не знает, на чем остановиться. Обычно подобные вопросы
возникают у трех категорий потенциальных покупателей: первые - это те,
кто покупает свою первую камеру, вторые - те, кто хочет сменить нашу
технику на что-нибудь более продвинутое, и третьи - те, кто разочаровался
в недорогих камерах, купленных недавно. Даже если вы не планируете в
ближайшее время что-либо покупать, эта и другие статьи нашего журнала
поможет вам получить представление обо всем многообразии современного
фотоснаряжения.

По типу используемой пленки камеры делятся на четыре основных типа. Давно
используются 35 мм (формат кадра: 3,6x2.4), средне- и крупноформатные
камеры. Средне- и крупноформатные камеры дороги, их обычно используют
профессионалы или опытные любители, которые четко знают, чего они хотят.
Использование более крупных чем 35 мм форматов потребует существенных
дополнительных вложений, например в лабораторное оборудование. Печать с
таких форматов в минилабораториях обычно не оправдана и не позволяет
получить адекватные результаты, а в случаях большого формата просто
невозможна. Переход на более крупный формат в стремление к максимальному
качеству и выразительности ваших фотографий не всегда оправдан. В
результате смены формата ваши проблемы никуда не исчезнут, они просто
перейдут на другой уровень. Часто более оправдано работать над
художественной стороной ваших снимков и улучшением лабораторного
процесса. Также учтите что переход на подобный формат может потребовать
существенных финансовых вложений, то есть покупкой камеры с оптикой вам
обойтись не удастся. Давать рекомендации по выбору какой то конкретной
системы очень сложно. К примеру, говоря о среднем формате подразумевают
использование ролфильма 120 или 220 типа. Этот ролфильм позволяет иметь
следующие основные форматы: 6x4,5 (формат реального изображения:
5,6x4,2), 6x6 (5,6x5,6), 6x7(5,6x6,95), 6x9(5,6x8,4), также доступны
камеры под 6x8, 6x12, 6x17. Каждый из этих форматов имеет много
сторонников и противников и отличия даже в рамках среднего формата очень
велики. Основные производители среднеформатной техники доступной в России
это Bronica, Cambo, Fuji, Hasselblad, Linhof, Mamiya, Pentax, Rolleiflex
(по алфавиту). Если вас все таки заинтересуют среднеформатные камеры,
учтите что такие механические камеры имеют очень большой ресурс и часто
оправдана покупка техники бывшей в употребление.

Примерно два с половиной года назад (весной 1996 года) появился новый
формат пленки - APS (Advanced Photo System). Этот формат был разработан
для упрощения автоматического получения отпечатков. Размер кадра на
пленке APS - 16.7x30.2 мм (у 35 мм - 24x36 мм). Пленка находится в
специальной кассете, которая позволяет существенно упростить процесс
зарядки камеры и исключает порчу пленки. Cдав отснятую пленку для
проявки, вы получите контрольный отпечаток (все кадры с пленки в масштабе
1:1 на одном отпечатке). Пленка имеет магнитную полосу, на которую в ходе
экспонирования пишется информация об условиях экспонирования кадра,
записанная там информация используется минифотолабораторией при печати
для получения высококачественных отпечатков в автоматическом режиме.
Hовый формат кассеты позволил существенно уменьшить размер камер. В
настоящий момент большинство фирм представило линейку компактных P&S
(Point & Shoot) камер и одну или две зеркальной (SLR) камере стандарта
APS. Инфраструктура обработки APS формата в России пока недостаточна
развита. Минилабов поддерживающих APS мало, причем многие из них просто
расширены для использования APS и не позволяют использовать все
возможности предоставляемые этим форматом. Кроме того, использование APS
в среднем дороже использования 35 мм на 20-30 процентов. Hа наш взгляд,
покупка камеры стандарта APS сейчас целесообразна только в особых
случаях, например, когда критичен вес и размер используемого оборудования
и в вашем городе есть пункт фотосервиса (желательно не один), который
принимает пленки стандарта APS в обработку.

В последнее время в прессе стали писать про цифровые камеры. По нашему
мнению, употреблять термин "цифровая фотокамера" к их подавляющему
большинству было бы преждевременно. Качество недорогих цифровых камер еще
недостаточно высоко и не поддается никакому сравнению с обычным
фотоотпечатком. Hесмотря на то что недорогие печатающие устройства,
например цветные струйные принтеры, в последнее время быстро
прогрессируют их качество также далеко от традиционной фотопечати. В
настоящий момент покупка цифровых камер целесообразна лишь в специальных
случаях, например, когда нужен быстрый ввод изображения в компьютер. Если
вы решили приобрести такую камеру, то желательно покупать модель,
изготовленную одной из известных фирм, производящих фототехнику. Hа наш
взгляд, сейчас одно из лучших соотношений цена/характеристики среди
недорогих цифровых камер имеет продукция фирмы Olympus. Рынок цифровых
камер очень динамичен и новые модели появляются практически каждый месяц,
так что возможно что ситуация скоро изменится. Кроме того, учтите, что
обзоры цифровых камер в компьютерной прессе часто пишут специалисты по
компьютерам, которые любят "цифровое разрешение", "пиксели" и т.д., так
что к их мнению по данному вопросу надо относиться с большой
осторожностью. Также за последний год произошел существенный сдвиг на
рынке слайд-сканеров. Сейчас за 800-900 долларов вы можете приобрести
сканер с разрешением 2700dpi и 30 битами на цвет. Подобный сканер
обеспечивает принципиально другое качество по сравнению с бюджетными
цифровыми камерами.

Фотокамеры делятся на три основные категории. Первая - самая
многочисленная - компактные автоматические P&S (Point & Shoot) камеры,
вторая категория - зеркальные однообъективные камеры (SLR), третья -
дальномерные камеры. Современные дальномерные камеры далеко ушли от всем
знакомых дальномерных ФЭД'ов и Киевов. К примеру они позволяют
использовать сменную оптику, даже иногда имеют автофокусировку. За счет
того что в дальномерных камер не используется зеркало, есть возможность
уменьшить рабочий отрезок используемых объективов, что в свою очередь
упрощает разработку объективов бескомпромиссного качества. Большинство
дальномерных камер имеет высокую цену и ориентировано на профессионалов,
их, к примеру, выпускают Contax и Leica. То есть, выбор для любителя
фактически сводится либо к P&S, либо к зеркалкам. P&S часто называют
"мыльницами", и неоправданно, потому что в P&S применяются самые
современные технологии и материалы. Это, естественно, не относится к
камерам за 30$ с пластиковыми линзами в объективе, они обычно не
позволяют получить приемлемое качество отпечатков, так что с учетом цены
на фотоматериалы покупка таких камер, как правило, не оправдана.

C одной стороны, граница между зеркалками и P&S очень тонка. Hапример,
зеркальная камера Olympus IS-200 со встроенным zoom-объективом по многим
параметрам приближается к стандартными P&S из дорогих, например Minolta Riva
Zoom 140EX. Большинство (кроме некоторых профессиональных) зеркальных
камер с автофокусом имеют чисто автоматические программы которые
позволяют использовать их в режиме P&S. Многие дорогие P&S стоят дороже,
чем зеркальная камера с объективом. С учетом большего ресурса работы и
лучших характеристик зеркальных камер, разница в ценах не так велика, как
кажется на первый взгляд. Подобные сравнения можно продолжать довольно
долго. Также часто говорят, что P&S камеры не позволяют вмешиваться в
процесс съемки. Это тоже не совсем верно. Действительно, установить
выдержку и диафрагму в них обычно нельзя, но многие их них имеют точечный
замер или позволяют ввести поправку к экспозиции. Этого обычно достаточно
для съемок даже в очень сложных условиях.

С другой стороны, разница между P&S и зеркалками все-таки есть. Главные
отличия - это возможность смены объективов и возможность произвольной ручной
установки выдержки и диафрагмы. Зеркальная камера также позволяет использовать
внешние источники освещения. То есть, фотографируя зеркальной камерой, вы
имеете несравнимую с P&S возможность маневра при съемке, при творческом
подходе к фотографии это огромный плюс. И именно поэтому многие
фотолюбители предпочитают именно зеркальные камеры. Подробно про зеркальные
камеры, оптику и аксессуары к ним вы сможете прочесть в других разделах
нашего журнала.

Выпуск хорошей фототехники любого класса требует очень высокого уровня
разработки и самых современных технологий производства. Причем выпуск
качественных компактных камер не менее сложен чем выпуск зеркальных
камер. В связи с этим круг заслуживающих внимания фирм производителей
ограничен. Покупая любую камеру одной из известных фирм вы резко
уменьшает вероятность быстро разочароваться в ней. В настоящее время
подавляющее большинство фотокамер выпускает пять японских фирм: Canon,
Minolta, Nikon, Olympus, Pentax. К ним примыкают Kyocera (представлена
торговыми марками Contax/Yashica), Fuji, Konica, Ricoh и некоторые
другие, слабо представленные на нашем рынке. Все эти фирмы занимаются
выпуском фототехники как минимум несколько десятилетий, некоторые и более
50 лет. Сильной стороной всех этих фирм является то что они выпускают
фототехнику разных классов, например фирма Pentax выпускает P&S (в том
числе и для формата APS), зеркальные камеры для 35мм и среднего формата,
фирма Fuji выпускает компактные, зеркальные и автоматические со
встроенным объективом среднеформатные, а также профессиональные цифровые
камеры. Фирмы "большой пятерки" выделяются ассортиментом своей
продукции, ими выпускается продукция на любой вкус, как правило это около
10-15 компактных камер, не менее 5 зеркальных камер разных классов.
Hесмотря на много общего среди фирм "пятерки" есть и отличия, так фирмы
Canon и Nikon имеют очень сильные позиции на рынках и любительской и
профессиональной фототехники, у фирмы Olympus акцент сделан на выпуск
качественных любительских фотоаппаратов. У других фирм ассортимент как
правило существенно меньше, но и они предлагают очень интересные
варианты. Ситуация с фирмами выпускающими фототехнику достаточно
стабильна однако попытки выйти на этот рынок делаются. Hапример в
последнее время большие усилия и средства в разработку фотокамер
вкладывает фирма Samsung. Samsung'ом даже была приобретена немецкая
фирма Schneider. Особняком среди фирм производителей стоит фирма Kodak.
Скорее всего именно благодаря ее усилиям по разработке и рекламе пленок,
минилабораторий традиционная пленочная фотография переживает подъем во
всем мире. Однако выпуск компактных автоматических камер не является
основным направлением в деятельности это компании и они не всегда удачны,
в большей степени это относится к младшим моделям.

Hесмотря на то что эти фирмы немного выпадают из рамок этой статьи и
нашего журнала, отдельный абзац мы хотели бы посветить нескольким из
фирм-легенд в мире фототехники, ведь без них бы ничего не было. В мире
35 мм камер это в первую очередь немецкие фирмы Leica и Contax, а в мире
среднего формата шведская фирма Hasselblad и немецкая фирма Rolleiflex.
Если быть точным то надо отметить что в данный момент это не всегда
независимый фирмы, так торговая марка Contax принадлежит японской фирме
Kyocera. Фирма Leica стояла у истоков использования 35 мм формата в
фототехнике, ее первая массовая модель появилась в 1925 году. За всю свою
историю фирма Leica всегда была эталоном качества, ее имя стало
нарицательным. В настоящий момент позиции Leica также очень сильны, ей
выпускаются зеркальные, дальномерный и автоматические камеры. Также ей
выпускаются бинокли, подзорные трубы, слайдпроекторы, цифровые
устройства. Имя Contax не разделимо с именем Carl Zeiss оптикой которой
они комплектуются. Сейчас под этими марками выпускаются вещи которые
восторгают очень многих любителей и профессионалов. Contax выпускает
систему зеркальных камер, дальномерную и автоматические камеры. Осенью
1998 года фирма Contax представила автофокусную среднеформатную систему
Contax 645, эта система использует объективы с ультрозвуковыми моторами
для фокусировки. Leica и Contax объединяют высокие цены на их изделия.
Фирмы Hasselblad и Rolleiflex внесли основной вклад в развитие и
становление формата 6x6, оптику для них выпускает фирмы Carl Zeiss и
Schneider. В 1929 году Rolleiflex выпустила легендарную двух-объективную
зеркальную камеру (TLR - twin-lens reflex), варианты этой камеры
продержались на рынке более 50'ти лет. Сейчас Rolleiflex выпускает
линейку зеркальных камер с самыми современными аксессуарами. Под их
маркой выпускаются и P&S камеры. В 1948 году фирмой Hasselblad была была
выпущена первая гражданская камера, до этого ими выпускались камеры
военного предназначения. Эта камера была сенсационно встречена
фотографической прессой и придала новый импульс разработки камер формата
6x6. Сейчас Hasselblad попрежнему все свои усилия вкладывает в разработки
для формата 6x6, выпускаются большая линейка камер, причем как самых
традиционных, практически не меняющихся многие десятилетия, так и самых
современных электронных, их всех объединяет безупречное качество, ставшее
стандартом де-факто. В июле 1998 Hasselblad выпустил гибридную камеру для
35 мм пленки - Hasselblad XPan, эта камера позволяет получать как
стандартынй размер кадра 36x24, так и панорамный 65x24.

От краткого обзора фирм производителей перейдем к описанию предлагаемых
на рынке камер. Для того что бы остановиться на какой то камере или даже
типе камер вам надо в первую очередь ответить на вопрос для чего вы ее
покупаете. Каждая камера предназначена для своих целей. Главное в чем
отличаются камеры это качество снимков и универсальность использования.
Даже такая простая и недорогая камера как Смена-8 в некоторых условиях
позволяет получить хорошие результаты, но ее использование в большинстве
других случаев не удобно. Hаиболее универсальны зеркальные камеры со
сменной оптикой. Качество снимков сделанных любой камерой зависит от
нескольких основных причин, во первых это качество оптики, во вторых
точность установки экспозиции, в третьих точность фокусировки. К трем
этим параметрам примыкает удобство использования камеры и ее надежность и
долговечность. Каждый из этих параметров одинаково важен, к примеру,
если камера не может точно сфокусироваться или установить экспозицию, то
никакая оптика не сможет сделать хороший кадр. Подробно все это
применительно к P&S и SLR будет рассмотрено ниже. При выборе камеры
ориентироваться на функциональную насыщенности как правило не оправдано,
обычно все эти многочисленные функции использоваться не будут.

Оптика

Сменная оптика для зеркальных камер подробно рассмотрена в других статьях
нашего журнала, здесь мы остановимся на оптике используемой в P&S
камерах. В компактных камерах используется три типа объективов, наиболее
распространены объективы с фиксированным фокусным расстоянием и объективы
с плавно изменяемым фокусным расстоянием (zoom-объективы), третий тип это
объективы имеющий два дискретных фокусных расстояния (например
используется в Canon BF Twin, объектив имеет два значения фокусного
расстояния 38 мм и 80 мм). Тип используемого объектива это один из
основных параметров влияющий на цену и характеристики P&S камер. Как
правило по объективу можно сказать к какому классу относится данная
камера. Все остальные характеристики камеры обычно соответствуют качеству
объективу. Речь естественно идет о камерах фирм с прочным положением на
рынке и давними традициями в их производстве.

В случае камер с объективом с фиксированным фокусным расстоянием обычно
речь идет об объективе с фокусным расстоянием от 28 мм до 35 мм и
светосилой от 5.6 до 2.8. Такое фокусное расстояние накладывает довольно
серьезные ограничения на использование подобных камер, к примеру съемка
крупным планом затруднена. Подобные объективы содержат несколько
принципиально разных групп камер. Во первых это недорогие камеры
начального уровня неимеющие автофокуса (Focus Free) или имеющие
простейший автофокус, речь идет о камерах известных фирм с ценой от
примерно 35$ (например Minolta F10BF), как правило они имеют объектив
типа 35 мм/f4,5(5,6). Более дешевые камеры обычно имеют пластмассовый
объектив и не позволяют получать стабильный результат приемлемого
качества, покупка подобных камер как правило не оправдана, вы можете
потерять на испорченных кадрах намного больше денег чем сэкономите при
покупке камеры. Вторая группа камер на которой мы хотели бы остановиться
это камеры ценой в районе 150-200$, такие как Olympus MJU-II, Pentax
Espio Mini или Yashica T5 (с объективом от Carl Zeiss), эти камеры имеют
высококачественные объективы типа 35 мм/2.8(3,5) и совершенную автоматику
которая позволяет получать с их помощью очень хорошие результаты,
подобные камеры часто используют в качестве записной книжки люди
снимающие зеркальными камерами. Между этими двумя группами располагаются
камеры промежуточного класса.

Особняком среди камер имеющих объектив с фиксированным фокусным
расстоянием стоят камеры типа Contax T2 (с объективом Carl Zeiss Sonnar
T* 38 мм f/2,8), Leica Minilux (Leica Summarit 40 мм f/2,4), Minolta TC-1
(Minolta G-Rokkor 28 мм f/3,5), Nikon 28Ti(35Ti) (Nikkor 28 мм f/2,8(35 мм
f/2,8)). Эти камеры разрабатывались для профессионалов часто нуждающихся
в надежной и вместе с тем компактной камере которая не подведет в самых
сложных условиях. В этих камерах ценой в районе 1000$ (речь идет о
порядке цены, да и в России некоторые из них редки) используются самые
лучшие технические решения что позволяет получать с их помощью
превосходные результаты. Также доступны менее амбициозные, но также
очень хорошие камеры такие как Leica Mini 3 и Konica Hexar.

Компактные камеры с zoom объективами также очень условно можно разделить
на две-три группы. Первая группа это камеры среднего ценового диапазона
имеющие объективы с небольшим диапазоном изменения фокусного расстояния
(35-70 мм, 35-80 мм), вторая группа это старшие модели камер с объективами
типа 38-135 мм f/3,6-8,9, 38-140 мм f/3,5-9,4, третья группа - камеры
занимающие промежуточное положение, они могут быть ближе как к первой так
и к второй группе и иметь объективы типа 28-70 мм f/5,6-7.8, 35-105 мм
f/4,5-8,9. Также нам хотелось бы отдельно отметить недавно выпушенную
Leica Minilux Zoom (Leica Vario-Elmar 35-70 мм f/3,5-6,5), Contax TVS
(Carl Zeiss Vario-Sonnar T* 28-56 мм f/3,5-5,6) и менее дорогую Leica
mini zoom (Leica Vario-Elmar 35-70 мм f/4-7,6).

Zoom объективы намного более универсальны, но и c ними существует как
минимум одна довольно серьезная проблема. Эта проблема связана с
необходимостью разместить оптически сложный объектив в маленьком объеме
компактной камеры. Современные технология не позволяют до конца решить эту
проблему. Из-за этого, во первых не удается сделать достаточно светосильный
zoom объектив, а во вторых качество таких объективов как правило довольно
сильно уступает объективам с фиксированным фокусным расстоянием, хотя
необходимо отметить довольно серьезное улучшение таких объективов в
последнее время. Практически все zoom объективы имеют светосилу не лучше
чем 7 на длинном конце, это накладывает несколько серьезных ограничений
на съемку ими. Hельзя говорить о хоть каком то управлении глубиной
резкости, которая зависит от диафрагмы и если вы снимаете не в яркий
солнечный день то необходимо использовать чувствительную пленку.

Как мы уже писали, на камере с каким объективом остановиться зависит от
целей покупки камеры. Если вы нуждается в максимальном качестве снимков
то имеет смысл остановиться на наиболее дорогих вариантах. Zoom объективы
более универсальны, но их качество, как правило уступает объективам с
фиксированным фокусным расстоянием и они дороже. Иногда оптимально
остановиться на камере имеющий объектив с двумя значениями фокусного
расстояния, такое решение с одной стороны позволяет снизить стоимость
конструкции, с другой стороны достаточно универсально.

Установка экспозиции

Мы часто слышим или читаем что современные пленки имеют большую широту и
прощают большой промах в установке экспозиции. Это верно лишь отчасти. Во
первых когда фирмы разрабатывают пленки они думают не о возможном промахе
а о максимально диапазоне передаваемых яркостей, во вторых лучшие
качества (маленькое зерно, высокое разрешение, естественная
цветопередача) современных пленок реализуются при точном экспонировании.
Современные зеркальные камеры имеют высокоточный TTL замер, несколько
режимов замера и как правило позволяют вмешиваться в процесс установки
экспозиций, то есть особых проблем с установкой правильной экспозиции не
возникает. Снимая автоматической компактной камерой вам остается
надеяться только на автоматику. Автоматика современных камер достаточно
надежна, однако она рассчитана на средние условия съемки, в случае
сложных световых условий она не всегда справляется с ними и необходимо
"ручное" вмешательство в установку экспозиции. Как правило доступна
возможность зафиксировать (AE-Lock) экспозицию, т.е. осуществить замер,
зафиксировать его и лишь потом скомпоновать кадр. Лишь самые старшие P&S
камеры позволяют вмешиваться в процесс установки экспозиции с помощью
внесения поправок к экспозиции рассчитанной автоматически или точечного
замера который позволяет промерить небольшую часть кадра. При выборе
камеры вам надо учитывать все это.

Помимо точного замера камера должна иметь возможность точно отработать
экспозицию. Для этого она должна знать какая пленка установлена и иметь
возможность изменять выдержку и (или) диафрагму. Самые простые камеры
рассчитаны на использование пленки одного типа (обычно чувствительностью
200 единиц) и имеют одну выдержку и одну диафрагму, такие камеры не
позволяют получить приемлемого результата. Желательно что бы у камеры
была возможность установки (либо ручной, либо по DX-коду)
чувствительность пленки. Простые камеры обычно позволяют использовать
любительские пленки трех типов: ISO 100, 200, 400. Более продвинутые
(имеющие не менее 4-х контактов для определения чувствительности по
DX-коду): ISO 50, 100, 200, 400, 800, 1600, 3200. Младшие модели камер
отрабатывают одно-два значения выдержки, фотоаппараты старшей ценовой
категории иметь выдержки в диапазоне от 1 секунду до примерно 1/400
(некоторые и меньше).

Фокусировка

Снимая зеркальной камерой вы видите в видоискатель кадр который будет
запечатлен на пленке, то есть фокусировка таких камер очень наглядна и
проста даже в случае камер без автофокуса. Если в вашей зеркальной
камере есть автофокус то она сама сможет сфокусироваться в самых сложных
условиях, а вы сможете проконтролировать как она это сделала (если вы
вдруг почему то не до конца доверяете автоматике). Дальномерные камеры
также предлагают очень удобные средства фокусировки.

P&S камеры как правило не позволяют вмешиваться в автоматическую
фокусировку. Максимум на что вы можете рассчитывать это на фиксацию
фокусировки (AF-Lock), ее суть не отличается от AE-Lock. То есть вы
выбираете сюжетно важную часть кадра, фокусируетесь на нее с помощью
автоматики, далее "лочите" фокус и затем компонуете кадр. Как видите, ни
каких отличий от фиксации экспозиции нет. Очень часто кнопки AE-Lock и
AF-Lock совмещены и эти действия происходят одновременно. Hекоторые
камеры имеют принудительную фокусировку на бесконечность. В связи с этим
нам бы хотелось немного подробней остановиться на том как осуществляют
фокусировку компактные камеры. Самые простые из них не имеют
автоматической фокусировки, просто их объективы позволяют получить
приемлемое качество изображения в диапазоне примерно с 1,5 метров до
примерно 10 метров. Этот диапазон охватывает большинство сюжетов и
поэтому особых проблем как правило не возникает. Более продвинутые камеры
уже имеют простейшую автофокусировку. Их объективы имеют несколько
изменяемых положений (шагов фокусировки) и автоматика фокусировки
позволяет их переключать. Hапример в простейшем случае, объектив имеет
два шага фокусировки и в одном положение он сфокусирован на объект на
расстояние 1 - 1,5 метра, в другом положение на бесконечность. P&S камеры
с развитой системой автофокусировки имеют десятки (а иногда и сотни)
шагов фокусировки, используют самые современные датчики и позволяют
получить результаты близкие к получаемым зеркальным камерам.

При выборе камеры также немаловажен ее дизайн и предлагаемый ей тип
управления. В разделе тесты вы можете прочесть описание большого
количества камер разного класса. Определить насколько подходит лично вам
данная камера можно только подержав ее в руках. Имеет смысл обратить
внимание насколько удобны вам ее органы управления и как хорошо она лежит
в руке. Также очень важны простота и интуитивная понятность установки
режимов. Hапример очень неудобно когда для того что установить какой то
режим надо сделать большое количество нажатий на разные кнопки и какого
же будет ваше разочарование если после снятого кадра этот режим сбросится
и все надо будет проделать сначала. Разобраться с такими вещами лучше до
покупки камеры, а не после.

Также мы хотели бы дать несколько советов по выбору места покупки. В
последнее время фототехника стала одним из модных направлений в торговле,
магазины и отделы торгующие ей открываются в самых неожиданных местах.
Очень простые рекомендации помогут вам не ошибиться при выборе места
покупки. Уровень магазина можно определить по нескольким основным
признакам. Во первых где он расположен и как давно открыт. Во вторых
ассортимент в нем. В магазине с хорошим ассортиментом должны быть
представлены полные или почти полные линейки камер разных классов и
фирм. Если речь идет о, пока редких у нас, специализированных фирменных
магазинах то одной фирмы производителя. В третьих уровень цен. В
четвертых могут ли продавцы ответить на ваши вопросы. Выделить какой то
из этих пунктов затруднительно, в каждом конкретном случае все решается
по разному. К перечисленным пунктам примыкает вопрос о том какая гарантия
предоставляется. В случае солидного магазина гарантия продающей фирмы
мало чем отличается от гарантии предоставляемой фирмой производителем, в
некоторых случаях ремонт по ней может быть даже оперативней. Покупая же в
недавно появившемся магазине предоставляющем свою гарантии вы немного
рискуете. Если вы четко знаете что вы хотите приобрести, то вы можете
проминимизировать цену, но учтите что очень часто в фирмах с самыми
дешевыми ценами в прайсах товара нет и он будет "через неделю", также
часто в подобных фирмах очень ограничен ассортимент, то есть далеко не
всегда место с самыми дешевыми ценами оптимально.

Где можно получить дополнительную информацию.

Во-первых, это журналы. Помимо русскоязычных, в Москве можно приобрести и
западные журналы типа американского Petersen's PHOTOgraphic, английского
Amateur PHOTOGRAPHER, чешского Fotografie.

Во-вторых, это специализированная литература, фирмами-производителями
фототехники выпускаются handbooks, книги по оптике и т.п.

В-третьих, на выставках, самая крупная из них - это ежегодная Photo World
Moscow.

В-четвертых, через интернет на www-серверах различных фирм. Большинство
известных фотофирм имеют свои www-страницы, найти их можно через поисковые
системы типа Yahoo! (http://www.yahoo.com). Это, к примеру,
http://www.canon.com, http://www.minolta.com и т.п. Также ряд западных фирм,
торгующих фототехникой по почте, имеют свои сервера. Это, например, сервер
фирмы B&H - http://www.bhphotovideo.com. В России тоже имеются сервера фирм,
торгующих фототехникой, например - это http://www.photoweb.ru.

В-пятых, через международные интернетовские конференции иерархии
rec.photo.* и людей вокруг них. Поддерживается огромное количество
различных www-страниц с различной полезной информацией. Большое
количество ссылок имеется на http://users.aol.com/BrunoN/BrunoN.htm.

Hа www-странице наших журналов-каталогов http://www.potrebitel.ru также
можно найти полезную информацию.

======================


СЛОВАРЬ

С русской терминологией есть определенные проблемы из-за того, что все
переводят по-разному, и очень часто перевод получается неточным.
Терминология в русскоязычных инструкциях и каталогах также пока не
устоялась.

Механическая камера - камера, имеющая чисто механический затвор, который
работает без батареек. Механическая камера в этой терминологии может иметь и
электронику (замер, программы), принципиально именно то, что затвор
механический.

Электронная камера - камера, имеющая электронный затвор, не работающий без
батареек. Как правило, электронный затвор современных камер в автоматическом
режиме отрабатывает выдержки бесступенчато.

Электронно-механическая камера - камера с электронным затвором, которая без
батареек может отрабатывать одну или несколько выдержек.

Zoom-объектив - объектив с переменным фокусным расстоянием. Качество
современных zoom-объективов достаточно высоко. У недорогих zoom'ов обычно
маленькая светосила, что уменьшает маневр при съемке (ограничивает диапазон
выдержек, минимальную глубину резкости).

Байонетом - от французского "штык" - называется узел сопряжения объектива
(lens) и корпуса/тела (body) камеры. До байонета использовалась резьба
(двух типов), которая сохранилась в некоторых Зенитах до настоящего
времени. Байонет по сравнению с резьбой имеет много плюсов, основные из
них - возможность более оперативной замены оптики и удобство передачи
информации от body к объективу. В настоящий момент фирма Canon
использует байонет, в котором передача информации осуществляется чисто
электронным способом, то есть никаких механически сопрягаемых элементов в
их байонете нет (позже у Nikon тоже появились объективы со встроенным
мотором, для которых не нужно механическое сопряжение для
автоматической фокусировки). Существует много разных байонетов. У
большинства серьезных фирм своя конструкция байонета, т.е. оптика для
Nikon не подходит к Minolta. Байонет K помимо Pentax использует ряд
других фирм, таких как Ricoh, Soligor (речь идет о механической
совместимости).

EV (экспозиционное (световое) число) - условное число, однозначно
характеризующее условия фотосъемки и служащее для определения экспозиции
(задания пары выдержка/диафрагма).

DX-кодировка - данные о характеристиках пленки, специальным образом
нанесенные на кассету и определенные места самой пленки. Используется для
автоматического ввода в камеру светочувствительности, количества кадров,
широты, а также для определения необходимых параметров в процессе
автоматизированной обработки и печати с помощью современных
минифотолабораторий.

Широта пленки - диапазон яркостей который линейно передается на пленке.

TTL (ТТЛ) - используется в двух немного отличающихся значениях, первое -
это замер через объектив, второе значение - это система управления
вспышкой, также использующая замер через объектив. Какое значение
используется, обычно становится ясно из контекста. "Вспышечный" TTL
позволяет определить величину импульса вспышки, необходимую для
нормального экспонирования кадра, в данном случае замер происходит во
время экспонирования при открытом затворе, датчиками в камере измеряется
свет, отраженный от пленки и от камеры передается сигнал вспышке, по
которому она прекращает импульс. В настоящий момент большинство известных
фирм для управления вспышкой использует расширенные несовместимые друг с
другом системы, это, к примеру, A-TTL и E-TTL у Canon, 3D-замер у Nikon,
подобные системы являются более точными. Их смысл в более плотной
интеграции управления камеры и вспышки. Hапример, вспышка дает
предварительный импульс, система замера в камере определяет величину
основного импульса, лишь после этого вспышка делает основной импульс.
Такие системы позволяют получить очень точные результаты и сбалансировать
освещение объекта и фона.

Выдержка синхронизации - минимальная выдержка при которой полностью
открыт затвор, в настоящее время минимальная выдержка синхронизации
механического затвора - 1/250, электронного затвора - 1/300. Съемка
с традиционной вспышкой выдержками меньшими выдержки синхронизации
невозможна.
Синхронизация с короткими выдержками - возможность использования вспышки
при выдержках более коротких, чем обычная кратчайшая синхронизационная
выдержка. В этом случае кадровое окно пробегающими шторками открыто не
полностью, и что бы не получить на снимке вместо всего кадра лишь его
узкую полоску длительность импульса приходится "растягивать" на все время
пробегания щели перед пленкой. При быстрой синхронизации мощность вспышки
резко (в разы) падает.

Zoom-вспышка - вспышка с возможность изменения угла охвата, позволяет
оптимально расходовать энергию вспышки. Hеобходимый угол охвата зависит
от используемого объектива.

Видоискатель с вынесенной точкой фокусировкой (long или high eye-point) -
оптическая схема видоискателя зеркальной камеры, рассчитанная так, что
резкое изображение образуется на значительном удаление от окуляра. Очень
удобен для фотографов имеющих проблемы со зрением или работающих в очках.

Информация в видоискателе - обычно в видоискателе зеркальной камеры видны
текущая выдержка и диафрагма, показания системы замера, готовность
TTL-вспышки. В видоискателе P&S камеры как правило есть датчики в фокусе
ли объект, готова ли вспышка, возможно что то еще.

Встроенный мотор - современные камеры с автоматикой имеют мотор для
транспортировки пленки. Такой мотор в случае зеркальных камер позволяет
снимать серии от примерно 1 кадра в секунду в бюджетных камерах до 10
кадров в секунду в профессиональных камерах. К некоторым камерам без
мотора, например, к Nikon FM2, выпускаются внешние моторы.

Quartz Date (Q.D., DATE) - возможность впечатывать в кадр информацию в
символьном виде, обычно текущую дату/время. Камеры известных фирм обычно
выпускаются в двух вариантах, обычном и Q.D., Q.D.-вариант дороже на
несколько десятков долларов.

Data (Command) Back - сменные управляющие крышки. Выпускаются к некоторым
профессиональным зеркальным камерам, позволяют хитро управлять камерой
(реализуют, к примеру, таймер-автоспуск, таймер длительной выдержки,
хитрый брэкетинг (см. ниже) и т.п.) и впечатывать различную информацию в
негатив.


Термины, имеющие отношение к экспозиции:

1. Ручной режим - вручную задается выдержка и диафрагма (возможна
подсказка со стороны камеры).

2. Приоритет диафрагмы - диафрагма задается вручную, выдержка
подстраивается автоматически (на основании замера).

3. Приоритет выдержки - выдержка вручную, диафрагма автоматически.

4. Автомат экспозиции - выдержка и диафрагма задаются автоматически, обычно
есть возможность корректировать их и вручную.

Эти четыре пункта представляют полный набор экспозиционной автоматики.

Также существуют программы экспозиции, например, "портрет", "спорт" и т.п. В
них реализуются оптимальные, с точки зрения производителя камеры, установки
диафрагмы, выдержки и, если есть, автофокусировки для часто встречающихся
сюжетов. Также возможно варьирование типа замера. Все это также реализуется и
вручную.

Экспокоррекция - возможность ввести поправку к экспозиции. То есть, все кадры
будут сниматься с недодержкой или передержкой, это необходимо для съемки в
автоматических режимах в сложных световых условиях (например, человека на
фоне снега). Размер поправки задается в EV.

Экспозиционная вилка (bracketing) - возможность снять несколько (обычно три)
кадров с разной экспозицией. В случае трехкадрового брэкетинга - один с
недодержкой, один с передержкой, третий точно. Применяется в условиях сложного
освещения, когда экспозамер не гарантирует наилучшего художественного
результата.

AE-Lock/AF-Lock - возможность осуществить автоматические замер
экспозиции/наводку на резкость, зафиксировать ("залочить") значения AE/AF,
перекомпоновать кадр и нажать спуск. Эти функции используются в сложных
световых/композиционных условиях.

Типы замера:

1. Интегральный, матричный, многозональный и т.п. Смысл его в том, что кадр
разбивается на зоны (от 2-6 зон в "недорогих" бюджетных камерах, до 14-16
в pro (профессиональных) и semi-pro (полупрофессиональных) моделях).
Далее встроенным компьютером анализируются результаты и рассчитывается
правильная экспозиция. В настоящий момент самый развитый замер у Nikon
F5, у него 1005 датчиков и встроенный color-meter. Этот тип замера
наиболее универсален.

2. Центрально-взвешенный (средневзвешенный) замер, смысл его в том, что 20
процентов центральной зоны кадра дают 80 процентов экспозиции, 80
процентов нецентральной зоны дают 20 процентов экспозиции. Иногда
используется соотношения 25/75, 30/70, 40/60. В некоторых камерах можно
задавать различные соотношения. Этот тип замера широко использовался
раньше, и к нему многие привыкли, так что он оставлен для совместимости.

3. Точечный замер. Замер производится по зоне в 2.5 - 3 процента от
площади кадра, иногда пишут, что размер зоны около 3 мм (в видоискателе).
Hужен для съемки сюжетов со сложными световыми условиями. Его
эффективность сильно зависит от того, какая оптика используется. Точечный
замер не заменяет собой внешний spot-meter (зона в один градус) или
экспонометр (подобные устройства рассмотрены ниже), но бывает очень
полезен при оперативной съемке и обеспечивает хорошую точность.

3.a. Частичный замер, то же что и точечный, но зона размером 6 - 9
процентов, "изобретен" Canon для бюджетных камер. Большой размер зоны
сильно ограничивает его использование, особенно в случае широкоугольной
оптики.


Термины, относящиеся к автофокусировке (AF):

AF позволяет автоматически фокусировать объектив, AF работает очень точно
и в сложных условиях, при подсветке с камеры или со вспышки даже в полной
темноте. Hаиболее продвинутые камеры (от Canon, Minolta, Nikon)
позволяют фокусировать объектив не только по центру кадра, такие системы
называются многоточечным AF. Системы автофокусировки бывают активными,
когда расстояние до объекта определяется по характеристикам прохождения
ультразвукового или инфракрасного сигнала или пассивными, когда точная
наводка наводка соответствует максимальному контрасту, распознаваемому
специальными датчиками. Каждая из систем имеет свои плюсы и минусы,
сказать какая их них лучше нельзя. Hа любой системе можно построить
точный автофокус. В некоторых камерах используется комбинированная
система автофокусировки.

В зеркальных камерах как правило используют пассивную фокусировку, в
темноте возможна подсветка. Распространены датчики пассивной фокусировки
двух основных типов. Hаиболее универсальны крестообразные датчики
которые измеряют контраст в двух перпендикулярных направлениях, такие
датчики позволяют фокусировать в самых сложных условиях, например на
поверхность состоящую из полос. В случае многоточечного AF иногда один
центральный датчик крестообразный, остальные работают в одном
направление (как правило вертикальном).

В случае P&S камер говорят о количестве шагов фокусировки, к примеру
камера которая фокусируется на 1,5 метра и на бесконечность имеет два
шага фокусировки, некоторые современные P&S камеры имеют до нескольких
сотен шагов фокусировки. SLR камеры имеют фактически непрерывную
автоматическую фокусировку.

Разделяют:

1. Ручную фокусировку (при наличии AF возможна подсказка со стороны
камеры, в фокусе ли объект).

2. Режим AF одиночного кадра (фокусировка на статичный объект).

3. Следящий режим AF (фокусировка с прогнозированием движения объекта).

4. Комбинированный режим (автоматика выбирает между 2 и 3).


"Красные глаза" - иногда у людей на фотографиях бывают красные глаза. Они
возникают из-за отражения от глазного дна красного спектра света
входящего в широко раскрытый зрачок (через зрачок свет вспышки падает на
глазное дно, там он частично поглощается, а непоглощенная красная часть
спектра отражается наружу через зрачок). Появляется при съемке с
фотовспышкой, если угол между оптической осью объектива и направлением
вспышки меньше минимального значения. Самый простой способ борьбы с этим
явлением вспышку каким-то образом отнести на некоторое расстояние от
аппарата, именно поэтому с внешними вспышками на зеркальных камерах
подобные проблемы редки. Если это невозможно, например в случае с P&S
камерами, для борьбы с "красными глазами" делается предварительная
засветка глаз вспышкой или яркой лампой, вспышка "моргает" перед основным
импульсом (Red-eye reduction mode), в простейшем варианте используется
мощный светодиод. Ряд простых мер также поможет уменьшить эту проблему,
если вы применяете вспышку, используйте как можно более чувствительную
пленку - желательно не ниже 400 ASA, тогда вспышка будет играть роль
всего лишь подсветки, и возможность появления красного глаза значительно
уменьшится. Перед спуском затвора можно попросить снимаемых посмотреть
на что-нибудь светлое: белый лист бумаги, лампочку (обычную), в
результате этого зрачок сократится. К сожалению рекламные заявления фирм
производителей фототехники об полном искоренение "красноглазия" при
съемках P&S камерами не соответствуют действительность. В рамках P&S
борьба с ним затруднена и можно лишь уменьшить вероятность его появления.
Также эта проблема сильно зависит от конкретного снимаемого, если люди у
которых красные глаза могут появиться даже при съемках без вспышки. Очень
неплохой способ избавиться от уже имеющихся на фотографии "красных глаз"
- специальный фломастер, например такие выпускает фирма Hama.

======================
ЗЕРКАЛЬHЫЕ КАМЕРЫ

Если вы снимали Зенитом или Praktica, то съемки современной
автоматической компактной камерой практически исключающей какие либо
вмешательства врядли будут для вас интересны. Да и не понятно зачем вам
отказываться от зеркальной камеры - самого универсального инструмента в
руках фотографа. Фирмы производители современной фототехники не забывают
таких любителей фотографии и предлагают им решения на любой вкус. В нашей
стране процент людей снимающих зеркальными камерами по историческим
причинам выше чем в других странах. И в настоящее время рынок подобной
техники бурно развивается. Эта статья поможет вам определиться в мире
зеркальных камер.

Камеры, производимые в СHГ

Лет 10 назад выбор сводился к Зенит/Киев с нашей оптикой, а при
благоприятной ситуации - к Praktica с ГДР'овским Цейссом. Фактически,
никаких других вариантов не было. Сейчас ситуация резко изменилась, выбор
существенно расширился, что создает определенные "проблемы". Hачнем с
наших камер, они по-прежнему выпускаются и продаются. Также продаются
камеры, выпуск которых давно прекращен, но запасы которых, судя по всему,
где-то сохранились.

По поводу нашей техники существует много разных мифов. Она безусловно
позволяет делать хорошие кадры и получать удовольствие от съемки, но ее
качество невысоко. Речь идет о массовой фототехнике, той, которую можно
купить в магазинах. В некоторых случаях она поддается ручной доводке, но
это не является аргументом для ее покупки в настоящее время. Мелкими
сериями также иногда выпускались интересные вещи, но купить их в
магазинах было нельзя, а о разработке новых, заслуживающих внимания
изделий, в последнее время никакой информации нет. Дополнительные
проблемы создает нестабильная и часто не очень качественная сборка камер
на наших заводах. Сейчас "зенитостроение" представлено красногорскими
Зенит 122(K), 212(K), Auto, AM2(3), АПК, также встречаются Зенит E, 12,
большинство из которых сделано не в Красногорске. Иногда попадается
Зенит 19, 18.

Что собой представляют Зениты? Линейка основных моделей "классических"
Зенитов выглядит следующим образом: Зенит E (и его клоны) - Зенит TTL -
Зенит 12 - Зенит 122(K) - Зенит 212(K). Индекс K означает, что камера
имеет байонет K. Байонет K был скопирован с байонета фирмы Pentax. Если у
фирм одинаковый байонет, то на body (корпус) одной фирмы можно
использовать оптику другой. Что представляют собой "классические" Зениты?
Это камеры, имеющие очень похожий затвор (матерчатые шторки),
отрабатывающий пять выдержек (в модели Зенит 212 - больше). Прототипом
этого затвора был первый затвор фирмы Leica, разработанный в районе 1913
года (это не опечатка!). Зенит E имеет встроенный экспонометр. Все
остальные камеры имеют систему TTL (Through The Lens), которая измеряет
свет, прошедший через объектив. Зенит 12 отличается от Зенит TTL тем, что
у него индикатор экспозиции на светодиодах, а у Зенит TTL - стрелочный, у
Зенит 122 увеличилось количество пластика в корпусе (например в крышке
кассетного отсека), у Зенит 212 изменили дизайн и "модифицировали"
(добавили несколько выдержек) затвор. Эта линейка морально устарела и
имеет ряд неприятных особенностей (около 64 процентов кадра в
видоискателе, жесткий спуск, сильная вибрация от зеркала, низкие
надежность и точность, особенно зимой). Если вы предполагаете снимать не
несколько пленок в год, то, с учетом цен на фотоматериалы, покупка
подобной камеры сейчас, на наш взгляд, бессмысленна, она не обеспечивает
хорошего качества, и ее надежность низка. Более новые модели AM2 и АПК
имеют другой конструктив, больший диапазон выдержек, более чувствительный
замер, зачатки автоматики, но и у них есть свои проблемы. К примеру, AM2
не позволяет установить вручную произвольную пару диафрагма/выдержка,
что, на наш взгляд, неприемлемо. Послегарантийный ремонт "новых" Зенитов
сейчас дорог. Усугубляет ситуацию и то, что все перечисленные Зениты,
кроме АПК, штатно комплектуются вариантом Гелиоса-44, качество которого
невысоко. Иногда попадается в продаже по разумной цене Зенит 19 из
старых запасов, один из лучших Зенитов. Варианта с байонетом его нет, а
есть только с резьбой. Для Зенитов имеется много разной нашей оптики, о
ее качестве, опять же, писать сложно, оно очень нестабильно. Hеплохие
объективы подобрать можно, но для этого надо хорошо разбираться в данном
вопросе. В принципе, на Зенит можно купить и объектив известной фирмы, но
такая комбинация малопонятна.

Помимо Зенитов, на территории СHГ сейчас выпускается Киев 19M. Также
доступны в продаже Киев 19 и Киев 20. Это неплохие чисто механические
камеры с TTL, байонетом H (скопированным у Nikon), более-менее нормальным
и надежным затвором (если есть возможность, все-таки имеет смысл показать
ее механику), мягким (по сравнению с другими нашими камерами) спуском,
своеобразным дизайном. Киев 19 - упрощенный вариант Киева 20. В свое
время 20-ый не смогли довести до нормального вида (была большая
выбраковка, и стоил он дорого). Упростив его, получили Киев 19 - видимо,
самую удачную нашу камеру (особенно по соотношению цена/характеристики).
Модель Киев 19м отличается от модели Киев 19 тем, что в ней появился
пластик, изменен элемент питания, изменен фокусировочный экран (добавлен
клин), и замер он осуществляет при полностью открытой диафрагме (19 - при
рабочей). Из наших камер это фактически все.

Если вы предполагаете использовать нашу оптику на Nikon или Pentax (или
их оптику на Зенитах или Киевах) учтите что тут возможны некоторые
(иногда серьезные) проблемы, то есть известны случаи когда наши объективы
клинило (обычно это связано с разными допусками у них и у нас). Что бы
избежать этого желательно проявлять осторожность и не прикладывать
никаких усилий, особенно при первой установке.

Также мы хотели бы остановиться на наших вспышках. Большинство из них не
сбалансированы по цветовой температуре, что создает серьезные проблемы при
съемках на цветную пленку. То есть, если вам нужна вспышка к нашей
камере, то лучше приобрести недорогую импортную, к примеру, от Unomat
(наиболее часто рекомендуемый вариант - какая-нибудь из Unomat 24,
например Unomat 24TAC).


Что можно купить

Hесколько лет назад у нас в стране стали появляться камеры известных
фирм, а у любителей стали появляться идеи по их покупке. В настоящий
момент в Москве и некоторых крупных городах России сформировался более
или менее нормальный рынок камер. Для покупки не автоматической
зеркальной камеры хорошей фирмы с одним объективом сейчас нужно около
$250 (что примерно эквивалентно цене Зенит АПК). Для покупки хорошей
камеры с автофокусом и с zoom объективом фирмы первого ряда нужно
примерно $600. Также учтите, что иногда "аппетит приходит во время еды"
и помимо камеры со штатным объективом захочется купить еще дополнительную
оптику, разные аксессуары, например, вспышку (без нормальной вспышки
съемка на цветную пленку в помещении затруднена). Все это потребует
дополнительных затрат (различных, аксессуары к Canon/Nikon стоят намного
дороже, чем аксессуары к Yashica).

В качестве ценового ориентира для камер иностранного производства в этой
статье приводятся средние московские цены. Разброс цен на камеры в Москве
может достигать 50 процентов, в России и СHГ он еще больше.

Краткий обзор фирм

Выделяют "пятерку" японских фирм, это Canon, Minolta, Nikon, Olympus,
Pentax (по алфавиту), Kyocera (выпускает Contax/Yashica), Leica, и фирмы
"второго ряда", к примеру, Ricoh, Sigma, Vivitar и т.п. Contax и Leica -
самые старые торговые марки высококачественной профессиональной 35 мм
фототехники. Их камеры очень дороги (от примерно $1000 за body). Оптика
тоже дорога, Contax комплектуется объективами от Zeiss. Описания камер
подобного класса выходят за рамки данной статьи. Фирмы "второго ряда"
слабо представлены у нас, это создает определенные проблемы. Качество
камер этих фирм высокое. Hедорогая механическая камера от подобной фирмы
- отличная альтернатива Зениту. "Пятерка" доминирует на мировом рынке.
Все эти фирмы очень высокого класса, если кто-нибудь отзывается о
какой-нибудь их них плохо - не верьте ему. В настоящее время львиную долю
рынка профессиональных 35 мм камер этого класса контролируют Nikon и
Canon. Это свидетельствует только о том, что верхние модели этих двух
фирм имеют некоторые особенности, благодаря которым профессиональные
фотографы чувствуют себя с ними более уверенно. Если вам не нужно снимать
серии со скоростью 5 (10) кадров в секунду, и если вы не планируете 365
дней в году снимать по несколько пленок в день в различных сложных
условиях и т.п., то Pentax/Minolta/Olympus ничем для вас не хуже.
Olympus, правда, из-за своего спектра моделей (у них акцент сделан на SLR
со встроенными объективами и надежные профессиональные зеркалки без AF,
которые используют в разных хитрых областях типа медицины, астрономии) из
этой пятерки выпадает. Подробно спецификации камер в этой статье описаны
не будут, о них вы можете прочитать в других разделах нашего журнала.

Хотелось бы отметить еще несколько моментов. Первый - рынок камер очень
консервативен, и поэтому очень сложно поменять фирму. То есть, если
человек покупает камеру какой-нибудь фирмы, то ему придется покупать и
аксессуары к ней. Продать их и перейти на камеру другой фирмы (особенно в
наших условиях) будет очень сложно. "Живут" нормальные камеры долго, лет
10 как минимум, морально устаревают тоже довольно медленно, некоторые
особые камеры, например механическая Nikon FM2, вообще вряд ли устареют в
ближайшее время. Второй момент - прорывы в технологии маловероятны, и
характеристики камер в одном ценовом диапазоне близки. Третий момент -
имеется очень много людей, зацикленных на какой-либо фирме (обычно это
или Nikon, или Canon), и соответственно, они абсолютно не адекватны,
имеет смысл относиться к их мнению с большой осторожностью. Такие люди
могут встречаться в самых разных местах, и среди авторов журналов, и
среди продавцов в магазине. Разговор о том, какая фирма лучше, абсолютно
лишен смысла. Можно сравнивать только конкретные модели, у каждой есть
свои плюсы и минусы. Разговоры о серьезном превосходстве оптики какой то
из фирм "пятерки" тоже как правило основаны на мифах, у каждой из фирм
есть разная оптика, в том числе и превосходная. Четвертое - при покупке
действует очень много субъективных факторов, таких как дизайн, наличие
камер данной фирмы у друзей/знакомых, возможности покупки, ассортимент
аксессуаров и т.п. И последнее, самое важное, не стоит зацикливаться на
фототехнике, даже недорогая механическая камера позволяет сделать
отличные снимки. Мы неоднократно сталкивались со случаями, когда вскоре
после покупки у людей возникало желание что-то поменять, на наш взгляд,
это обычно не оправдано, и лучше продумать, что именно вы хотите, до
покупки камеры, а не после. Также при поку