Жемчужина Карелии. Город Кондопога.

 

1938 год. И.Д. Папанин в Кондопоге!

 | Просмотров: 9 008 |

Кондопога. Митинг трудящихся города в честь приезда Папанина И.Д.

1938 год. И.Д. Папанин в Кондопоге!




Иван Дмитриевич ПАПАНИН, (1894-1986) известный советский полярник, дважды герой Советского Союза, контр-адмирал, колоритная личность с революционной биографией, чекист в годы Гражданской воины, яркий представитель командно-административной системы, в биографии которого нашло отражение его время в совокупности своих проявлений, дискуссионных и в наши дни.

1938 год. И.Д. Папанин в Кондопоге!


В 1931 году впервые появился в Арктике в рейсе л/п "Малыгин" в качестве представителя Наркомпочтеля при обмене почтой с дирижаблем "Граф Цеппелин" в бухте Тихой (Земля Франца-Иосифа). С дирижабля почту передавал Э.Т. Кренкель. По его словам "заболел" Арктикой и при содействии Л Л. Муханова (будущего секретаря О.Ю. Шмидта) был назначен начальником п/с Бухта Тихая во время Второго Международного Полярного года 1932-1933 гг.

1932-1933 годы первая зимовка в составе 32 человек (12 научных сотрудников). Велось расширение станции и строительство под девизом "чтобы наука не страдала", оправдавшая его ожидания. Зимовал вместе с супругой. Среди его подчиненных известные впоследствии полярники Е.К. Федоров, Я.С. Либин, немецкий специалист И. Шольц, биолог Л.И. Леонов и т.д. Зимовка признана руководством успешной.

1934-1935 очередная зимовка на мысе Челюскина, важнейшей станции на трассе Севморпути. В августе выгружались на припай и тут же приступили к расширению станции, а затем к изучению окрестностей с применением авиации (один самолет потерпел аварию, два летчика погибли) гусеничного транспорта. Общая численность зимовочного состава 34 человека (две женщины, включая жену Папанина), с ЗФИ он взял Федорова, Либина, Сторожко и Зуева. Были и неподходящие для зимовки личности. Здесь же произошла встреча с П.П. Ширшовым и В.Г. Богоровым при заходе л/р "Литке". Выполнены важные работы но геофизике (Федоров) и гидрологии в проливе Вилькицкого (Метелко).

В 1936 году возглавил строительство авиабазы для полета на полюс на острове Рудольфа (ЗФИ), но осенью вернулся в Москву, оставив вместо себя на зиму Либина, чтобы приступить к подготовке для работы в составе первой дрейфующей станции СП-1.

1937-1938 годы - дрейф на льдине от Северного полюса в Гренландское море начальником "папанинцев": Кренкель, Ширшов (люди Шмидта) и Федорова. Стал героем Советского Союза (вместе с О.Ю. Шмидтом, М.И. Шевелевым и командирами летных экипажей) по высадке на льдину. Станция создавалась в связи с трансарктическими перелетами Чкалова, Громова и Леваневского. Дрейф развивался по непредвиденному варианту, причем его скорость нарастала. (По Кренкелю - "стахановский дрейф"), поэтому в литературе снятие в феврале 1938 года самолетами и кораблями "папанинцев" нередко называют спасением.

По возвращении сменил Шмидта на посту начальника ГУ СМП, отстраненного от должности в связи с зимовкой 1937-1938 годов арктического флота (включая все ледоколы, кроме "Ермака"). Летом 1938 года принимал дела, тогда как Шевелев успешно из льда зимовавшие суда. В марте 1939 года возглавил ГУ СМП. Успешно провел навигации 1938 и 1939 годов, причем в последней на л/к "Иосиф Сталин" (капитан М.П. Белоусов) дважды прошел по Севморпути во встречных направлениях. Зимой 1939-1940 гг. руководил на том же ледоколе выводом л/г "Седов" на завершающей стадии его дрейфа, за что был повторно удостоен звания Героя Советского Союза вместе с Белоусовым.

В.С. Корякин
 

 


 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Другие новости по теме

 


Комментарии (0)