Жемчужина Карелии. Город Кондопога.

 

Церкви и часовни села Кондопоги

 | Просмотров: 8 452 |

Церкви и часовни села Кондопоги


Впервые упоминавшаяся в 1563 г. церковь Успения была выставкои (филиалом) Никольского Шуйского погоста. Из ближайших церквей дьяком Лихачевым в 1563 г. упоминается лишь церковь Ильи Пророки в Мунозере, т. е. храмов в Тивдии, Лижме, Горке и Лычном острове еще не был приход храма Успения Богородицы поэтому был значительным — не менее 1000 чел.


Причт церкви — «поп Иван, пашни под попом нет, а дьяк и пономарь живут на царевых великого князя деревнях,
Доход церкви приносил лес и пашни вдоль берега Кондопожской губы: пятая часть урожая с земель шла Никольской и Успенской церкнйм в пропорции 2:3.

В «Главной церковной и ризничной описи Успенской церкви 1875 г имеются указания на источники поступления церковного имущести.1 Многое, конечно, было приобретено на кошельковую сумму, но очень многое принесено в дар прихожанами. Нельзя не упомянуть самого щедрого дарителя: это кондопожский крестьянин Иван Иванович Казямков. Он переехал затем в Петербург, перейдя в купеческое сословие, не оставлял своими заботами родную землю. В списке его даров бром зовые позолоченные кресты, серебряные кадила, чаши, дискос, звездица, ковры, ризы золотой парчи и многие другие предметы облачении
священника и дьякона, две иконы, в т.ч. храмовая для зимней церкви Рождества Пресвятые Богородицы.

Церкви и часовни села Кондопоги


Зимняя церковь в Кондопоге была сооружена относительно поздно, — в 1857 г. В это время около Успенской церкви уже стояла колокольня (илл. 5). До ее сооружения над трапезной церкви имелась небольшая шатровая же звонница. Ее размеры затем оказались малы для новых колоколов, пожертвованных приходу благотворителями. Поэтому На деньги прихожан (2500 руб.) в 1829 г. приступили к сооружению новой рубленой шатровой колокольни и в 1831 г. закончил ее пудож- I г кий мастер Василий Акилов. Высота ее была 16 саженей, а ширина 4 сажени во все стороны. На колокольне имелось 6 колоколов: большой (Благовестник) весом в 45 пудов;
полиелейник (12 пудов);
4 малых общим весом 13 пудов.

Благовестник еще в 1931 г. хорошо виден на фотографии колокольни.

Одна из первых фотографий самой церкви относится к 1904 г. и сделаны во время посещения Олонецкой губернии в июне 1904 г. т вестным русским художником И. Я. Билибиным (илл. 6).

Церкви и часовни села Кондопоги


Билибин не ставил перед собой строго научных целей, хотя командировал его этнографический отдел Русского музея. Он не делал обмеров, в отличие от В.Суслова, не выяснял точную датировку храмов. Ему было важно передать выразительный архитектурный образ. Поэтому совершенно в его стиле подпись под фотографией церкви Успения с колокольней, сделанная с редкой и очень удачно найденной точки: «Погост в одной из северных губерний во время разлива». В Онежском озере в нача ле лета 1904 г., действительно, стояла высокая вода. Две фотографии церкви приведены в книге «История русской литературы» Е.Аничкова, А.Бороздина и ДОвсянико-Куликовского (СПБ, 1911 г.), хотя авторство Билибина и не указано. Сам же он в своих заметках писал, что посетил Петрозаводский и Повенецкий уезды. Путь же на Повенец традиционно лежал через Кондопогу.

Таким образом, это пока что самые ранние из обнаруженных фото графий храма Успения. Он предстает еще во всем своем великолепии полностью цел красивый фронтонный пояс, стройно и прямо высятси кресты на главках — центральная обшита жестью, алтарная — осино вым лемехом
Конструктивные особенности храма, в котором даже небольшой не репад температур создает мощные конвективные потоки, не допусках
застоя сырого воздуха, по-своему отметил еще преосвященный Наза- рий, обозревавший зимой 1898 г. Олонецкую епархию: «Здесь, как и в Сунском приходе, на всем видны следы запустения и заброшенности, особенно это заметно при посещении древней Успенской церкви, где в окнах такие щели и трещины, что ветер, свободно пробираясь через них, широко гуляет под сводами храма, принося с собою и пылинки снега...»

Отмечено также, что «церковь с 1774 г. в течение 124 лет ни разу не ремонтировалась», традиционно содержался пункт об отсутствии ограды и что «письменных памятников и устных преданий об этой церкви не сохранилось».

Кроме упоминавшегося в 1563 г. и 1616 г. причта найдены некоторые документы о ... «попе Борисе Иванове» (1663),151 а такжеГоб V одном из первых священников нынешней Успенской церкви Стефане ) Соколине, служившего с 1788 по 1830-е гг. В штате церкви значилось также дьякон, дьячок и пономарь (сын священника Иван Стефанович Соколин). Затем в 1873 г. правнук Ст. Соколина Василий Семенович Соколин служил у нового священника Петра Алексеева Веселова псаломщиком.

На рубеже веков в церкви служил священник Иоанн Смирнов с ‘ 1912 г. по начало 1930 г. приходом управлял о.Иоанн Лядинский. Приход входи в 3-е благочиние Петрозаводского уезда и был достаточно велик — 1310 чел. в 1817 г. (в Горском приходе было 690 чел ), в 1862 г. — 1718 прйхожан!
В конце своего существования Кондопожский приход по явно заниженным данным местной ячейки СВБ составлял 300 чел.
Первым звонком, предвещавшим конец деятельности церкви, было распоряжение властей сделать подробную опись всей серебряной церковной утвари (акт от 6 апреля 1922 г.). Такая опись была сделана, но серебряной утвари в ней значится уже почти в 2 раза меньше по сравнению с «Главной церковной и ризничной описью 1875 г.». Видимо, это результат гражданской войны или же попытка Лядинского спасти хотя бы часть ценностей от грядущей конфискации.

Затем в 1924 г. храмы вместе со всем имуществом водогрейный котел на твердом топливе от Бош Термотехника формально передали из ведения кондопожского волисполкома на попечение Кондопожского церковно-приходского совета «в бесплатное пользование» (акт от 28 ноября 1924 г.).  

 


 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Другие новости по теме

 


Комментарии (0)