Жемчужина Карелии. Город Кондопога.

 

Иван Петров о социальном блоке ОАО "Кондопога"

 | Просмотров: 9 794 |

Иван Петров

о социальном блоке ОАО "Кондопога"


Иван Петров о социальном блоке ОАО "Кондопога"


Чуть больше месяца назад социальный блок ОАО "Кондопога" возглавил Иван Петров. В этой сфере Иван Эдуардович человек далеко не новый: имея два высших образования — экономическое и техническое, он долгое время работал на Онежском тракторном заводе, где занимался кадровыми вопросами и курировал социальную сферу предприятия. А последние 10 лет работы в бизнес-структурах принесли И. Э. Петрову солидный опыт стратегического управления коммерческими предприятиями, в том числе опыт ведения продаж, решения политических и экономических вопросов.

— Иван Эдуардович, Кондопогу ещё 10-15 лет назад в хорошем смысле называли "островком социализма". С приходом кризиса пресловутая кондопожская "социалка" обернулась для комбината тяжким бременем, а неоправданно высокие расходы на её содержание стали считаться одной из главных причин, потянувших предприятие ко дну.
— Ко дну предприятие потянули, безусловно, другие причины. И я не берусь сейчас анализировать — падение ли это спроса, возросшая конкуренция, неграмотный менеджмент или что-либо ещё, но когда предприятие начинает лихорадить, в первую очередь отсекаются непрофильные активы, то, что не способно приносить прибыль. Это закон экономики. Онежский тракторный завод, где я работал директором по управлению персоналом, столкнулся с проблемами, которые сейчас испытывает ОАО "Кондопога", много лет назад, и если бы мы сразу пошли по верному пути, возможно, сейчас положение завода не было бы столь плачевным. На ОТЗ, как и на любом другом крупном советском предприятии, была богатая социальная сфера: санаторий-профилакторий, комбинат общественного питания, гостиница, базы отдыха, спортклубы, Дом культуры и т.д. С наступлением "лихих" 90-х проблемы, связанные с падением спроса, с несоответствием объёмов производства объёмам продаж, сплелись в плотный клубок, и структурные перестройки стали жизненной необходимостью. К счастью, до смены собственника мы успели многое сделать, а именно вывести из структуры предприятия всё, что было в соцсфере. В частности, на базе поликлиники было создано ООО "Онегомед", которое до сих пор благополучно работает. К моему огромному удовольствию, действует гостиница, не сгинул и санаторий-профилакторий — сохранилось всё: корпуса, котельная, столовая, гостевые домики и прочее. Словом, всё, что было выведено из структуры предприятия и преобразовано в отдельные юридические лица, не разрушено и живёт в том или ином виде.

— Значит ли это, что вопрос с отсоединением объектов соцсферы нашего предприятия может считаться решённым?
— Во всяком случае, я, исходя из своего опыта, считаю путь выведения на коммерческие рельсы тех структурных подразделений, которые не задействованы на основном производстве, наиболее логичным и разумным. Управлять предприятием, выполняющим одну функцию, а не десять, гораздо эффективнее с точки зрения рыночной экономики. В ОАО "Кондопога" я пришёл лишь месяц назад и сразу отметил, что руководство предприятия идёт по абсолютно правильному пути, выводя из структуры комбината подразделения, работающие на обеспечение производства и способные зарабатывать деньги.


— Насколько наша "социалка" сегодня готова выйти на вольные хлеба и зарабатывать?
— Для начала давайте сразу определимся, что все наши объекты социальной сферы условно можно разделить на две категории: "чистая социалка" — те предприятия, которые приносят явный убыток и в силу определённых причин не смогут быть прибыльными, и коммерческие предприятия, вполне способные покрывать свои убытки и зарабатывать. К первым можно отнести весь спортивный комплекс, Дворец искусств, столовые комбината. Ко вторым — рестораны, гостиничный комплекс, Медицинский центр и рыбный цех предприятия. Что касается объектов первой группы, за исключением сети производственных столовых, то уже есть устная договорённость с представителями республиканской и местной властей о передаче этих объектов на баланс республики, района или города соответственно. По итогам года спорткомплекс принёс комбинату около 30 млн. рублей убытка, в том числе Дворец спорта — 22 млн. и спорт-цех (бассейн, лыжная база, спортзал и стадион) — 7,5 млн. Убытки Дворца искусств составили порядка 15 млн. рублей. В итоге общий убыток от содержания этих объектов без учета амортизационных отчислений составил около 45 миллионов рублей. Чтобы покрывать свои убытки, эти объекты должны зарабатывать как минимум в два раза больше — миллионов 80. Это нереальные деньги и без помощи правительства и муниципалитета нам не потянуть этот груз.

Что до второй группы объектов, то абсолютно все они способны сегодня не только окупать себя, но и приносить прибыль. Очень хорошие показатели у гостиницы: я не сомневаюсь, что при грамотном менеджменте она может значительно увеличить выручку и даже проводить так называемые неотделимые улучшения имущества. Я считаю, что каждый из трёх наших ресторанов способен получать прибыль, которой хватило бы на покрытие всех амортизационных расходов, налогов на имущество и землю. К сожалению, пока не все рестораны работают эффективно, и * это не вопрос заоблачных сумм амортизации, как было принято считать: цифры говорят о незаинтересованности персонала в получении прибыв ли. Кроме того, пока за счёт ресторанов значительно снижена наценка в производственных столовых. Между тем, цель столовых — не в извлечении прибыли, а в том, чтобы вкусно, хорошо и недорого накормить людей, чтобы создать наиболее комфортные условия для их работы, а потому столовые всегда дотировались крупными предприятиями. По этой причине возникла идея разделить комбинат общественного питания на два предприятия.


Очень хорошо работает наш Медицинский центр. О профилактории речь не ведём: есть договорённость с карельским правительством о передаче его в республику — я пока не могу сказать точно, как будет называться это учреждение, но, по предварительным данным, это должен быть Центр помощи ветеранам. Собственно поликлиника предприятия на коммерческих услугах зарабатывает весьма приличные деньги, и имей она чуть большую свободу в принятии финансовых решений, дела там обстояли бы ещё лучше. Иными словами, чтобы больше заработать, надо сначала вложить, а пока поликлиника не распоряжается заработанными деньгами. С преобразованием же её в отдельное юрлицо такая возможность появится. Похожая ситуация и в рыбном хозяйстве. Я бы сказал, что это самое коммерческое подразделение комбината, самое прибыльное. Кто-то когда-то буквально попал "в десяточку", создавая его. Но любое, даже прибыльное дело, требует грамотного к нему отношения. А в последние годы этот цех напоминал телегу с квадратными колёсами: могла бы везти, но не дают возможности. Во-первых, это нонсенс, чтобы производство продукции было никак не связано с реализацией. Во-вторых, то же самое отсутствие мало-мальской финансовой свободы. Приведу пример: кто-то из сидящих в кабинетах начальников решил сэкономить и не подписал заявку на приобретение кормов. На корме сэкономили миллион, рыба недоела, и в итоге на потере привеса потеряли 3 миллиона. Или в тех же целях экономии отказались от двух ценных арктических пород рыб — палии и нельмы, которые приносили хорошую прибыль. Сейчас планируем вернуться к их разведению. Словом, нужно уметь видеть за одними цифрами другие. И даже в условиях кризиса помнить "золотое" правило экономики: деньги делают деньги.

— Хорошо, давайте вернёмся к "чистой социалке", не имеющей возможности зарабатывать. Уже известны какие-либо нюансы, схемы, по которым пойдет передача объектов республике, району или городу?
— Процесс передачи объектов соцсферы в чистом, общепринятом виде, вероятно, коснётся только спортцеха. Как я уже говорил, мы нашли взаимопонимание с местной властью, и вопрос передачи должен быть вынесен на ближайшую сессию райсовета. Что касается крупных объектов, таких, как Дворец спорта или Дворец искусств, то тут, по всей видимости, поддержка со стороны правительства республики выльется в некую систему дотаций по определённым договорам.

— А что в таком случае будет с работниками этих подразделений?
— Наша основная цель — сохранить ф, что есть. Если всё пойдёт так, как мы планируем, все люди должны остаться в штатном расписании предприятия. Во дворцах на сегодняшний день по-прежнему работают всевозможные кружки, студии и спортивные секции, и мы только за то, чтобы вся эта работа продолжилась. В городе обязательно должна быть насыщенная спортивная и культурная жизнь, но это всё же функция и забота власти, а не бизнеса.

--- организация похорон любого уровня ----

— Словом, в той или иной мере социальная нагрузка на предприятии останется. Просчитывались ли её финансовые пределы?
— Всё зависит от того, какие здесь будут происходить изменения. По моему глубокому убеждению, такое предприятие, как ОАО "Кондопога", исчезнуть не может. Оно должно работать в любом случае. Да, уменьшился рынок сбыта, но при условии некоторых структурных преобразований эта проблема вполне разрешима — комбинат способен работать и приносить прибыль. Однако я экономист, бизнесмен и должен не просто руководствоваться здравым смыслом, но и просчитывать абсолютно все варианты развития событий — даже при самой минимальной доле их вероятности. Раз уж зашёл разговор об этом, я хотел бы обратить внимание вот на какой момент. Сегодня в собственности предприятия находится жилфонд, который в общей Сложности оценивается в 1 миллиард рублей. Если события будут развиваться по самому плохому сценарию, этот "кусок" может стать весьма привлекательным для кредиторов. Я повторюсь: у меня почти нет сомнений, что такая ситуация не будет допущена, но рассматривать нужно и её. И заложниками этой ситуации могут стать жильцы, у которых квартиры находятся в коммерческом найме. Кредитор имеет право либо начать изымать жильё, либо повышать сумму коммерческого найма до рыночных цен. Поэтому я советовал бы квартиросъёмщикам подумать о выкупе жилья.

— Вряд ли кто-то сможет позволить себе такую покупку...
— Но речь не идёт о единовременной выплате полной суммы стоимости квартиры. Договор купли-продажи заключается с обременением — т.е. в рассрочку, но свидетельство о праве собственности жильцы получают сразу после первого взноса. По закону квартиросъёмщика, имеющего на руках такое свидетельство, выселить из квартиры не может никто — он будет продолжать исправно платить за жильё согласно договору купли-продажи.


— Квартиросъёмщики сейчас озадачены тем, что заметно увеличилась сумма коммерческого найма. Планируется ли дальнейшее повышение стоимости квадратных метров?
— Мы всего лишь привели в соответствие размеры коммерческого найма с убытками, которые нёс комбинат по этой статье. Налог на имущество, затраты, связанные с выполнением нами обязательств как собственников жилья (ремонты, работа с управляющими компаниями и пр.), обходились предприятию более чем в 2 млн. рублей в год. Поэтому вопрос увеличения размера найма стал насущным. Стоимость квадратного метра мы повысили с 9 рублей до 18 для работников предприятия, и до 27 рублей — для не работающих в ОАО "Кондопога" горожан. Это, на наш взгляд, справедливо. И всё равно стоимость жилья вышла в разы меньше, чем средняя рыночная по городу. О дальнейшем повышении речь пока не идёт: мы не стремимся заработать на квартиросъёмщиках, а лишь покрываем убытки.


Беседовала Вера БРАГИНА.
газета "Авангард"
09 октября 2013 года. стр2
 

 


 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Другие новости по теме

 


Комментарии (0)