Жемчужина Карелии. Город Кондопога.

 

Народная вышивка Карелии

 | Просмотров: 3 821 |

Народная вышивка Карелии

Народная вышивка Карелии


Известный исследователь Русского Севера А. В. Ополовников писал, что «замечательнейшие события нашей истории записаны не только на сухих страницах летописей, они переданы памяти потомства в произведениях искусства, они рассеяны всюду...». Эти слова как нельзя лучше относятся к Карелии, которая по разнообразию ценнейших памятников народного художественного творчества занимает одно из ведущих, мест на Русском Севере.

Международное признание получили памятники местного фольклора, а также жемчужины деревянного зодчества и иконописи, но это далеко не все грани художественного наследия, отточенные здесь многовековым творчеством разных народов края — русских, карел, вепсов. Памятники народного «изобразительного» искусства Карелии — крестьянско-бытовой художественной резьбы и росписи, металлообработки, ювелирного и гончарного дела, узорного ткачества, вязанья и вышивания — по своей исторической и художественной ценности, четко выраженной местной самобытности ничуть не уступают ни аналогичным памятникам других регионов страны, о которых так много пишется, ни всемирно известному эпосу Карелии.

Одним из ярчайших феноменов традиционной крестьянско-бытовой культуры края было искусство вышивания. В запасниках музеев хранятся богатейшие коллекции лучших образцов вышивки, отражающих традиции русского, карельского, вепсского населения края, большей частью не опубликованные, а следовательно, не известные тем, кому дорого художественное наследие прошлого.
На основании многочисленных коллекций вышивок из фондов Музея изобразительных искусств Карельской АССР и своих личных экспедиционных наблюдений мы познакомим читателя, насколько это возможно в столь небольшом издании, с историей бытования народной вышивки в крае.

Традиционная вышивка — специфическое явление народной культуры. Она очень многогранна, содержит разнообразную информацию и потому служит предметом изучения не тольrj искусствоведов. К ней обращаются археологи, фольклористы, этнографы и историки, ставя и решая свои задачи.

Вышивка разных народов дореволюционной Карелии в территориальном и этническом отношении не однородна. Она отличается местными художественными особенностями. Поэтому, кроме общей характеристики искусства вышивки в крае, мы считаем необходимым рассказать в отдельности о традиционной вышивке карел (особенно средних и южных районов), северных (шелтозерских) вепсов, а также русского населения Пудожья, Заонежья, Поморья. Это оправдано не только тем, что карелы и вепсы — аборигенное население края, но и тем, что в разноэтническом «древе» традиционного вышивания многие ветви карельского и вепсского шитья конца XIX— начала XX века сохраняли более древние очертания, чем, например, заонежского или поморского, которые, особенно в начале нашего столетия, интенсивно впитывали в себя «соки» новых веяний извне, в том числе городские.

Каков же исторический возраст традиции орнаментирования тканей в Карелии? Хотя основная масса предметов, на которые мы опираемся, датируется XIX —XX веками (следует учесть, что в быту текстиль — быстро стареющий материал), можно с уверенностью говорить об этой традиции в крае как о многовековой. Остатки древней одежды, орнаментированные геометрическими узорами, обнаружены археологами в северо-западном Приладожье, на территории, принадлежавшей предкам современных карел, уже в могильниках XII —XIV веков (1, 2). Забегая вперед, отметим, что геометрические узоры остаются излюбленным видом декора женской одежды, особенно карельской и вепсской, и в XIX веке (3, 4). Мы имеем, таким образом, не только фактические данные о многовековой традиции орнаментирования тканей местным населением, но и пример высокой степени преемственности украшения одежды одним и тем же типом орнамента — геометрическим.
Время, естественно, вносило и свои существенные изменения в приемы украшения крестьянского костюма. Если древние геометрические узоры зафиксированы на шерстяных тканях (передниках) и исполнены меднобронзовой спиральной проволокой, то поздние узоры выполнены на льняной ткани и вышиты из обычных нитей. Высказывается предположение, что на древней одежде геометрические узоры имели религиозно-символическое значение, на поздней же подобная символика была утрачена. Но орнамент не остался бессодержательным — он выполнял эстетическую задачу.

В XIX— начале XX века искусство вышивания в Карелии, как и в других областях Русского Севера, было массовым женским занятием. В условиях полунатурального хозяйства, патриархального быта с его приверженностью к старине каждая женщина умела ткать, шить необходимые для себя и семьи предметы одежды и домашнего обихода. А в соответствии с исстари принятыми обычаями, устойчивыми мировоззренческими канонами, которые неукоснительно соблюдались в деревнях, крестьянка непременно оформляла эти изделия своего рода «женской живописью»— узорным шитьем. Как писала Е. Э. Кнатц в 20-е годы нашего столетия относительно Заонежья, «в каждой избе... висят на стене или стоят на лавках пялы с начатой работой» . Эти слова можно отнести и ко всем русским, вепсским, карельским деревням края.

Нет ничего удивительного в том, что слава об этих отточенных веками волшебных творениях женских рук выходила, как свидетельствуют источники XVII века и более позднего времени, далеко за пределы Карелии и даже страны. А чем еще, как не рукоделием, могла крестьянка, лишенная в прошлом денежных средств, получать хоть какие-то доходы? Не случайно в деревнях вокруг ярмарок, монастырей или же в волостях, где имелось сырье для художественных изделий (например, речной жемчуг), на базе домашней «женской промышленности» получили в крае развитие еще две ветви вышивальных занятий: ремесла и промыслы. Крестьянские изделия, вышитые обычными нитями, а также дорогостоящие жемчужные и золотошвейные головные уборы и другие предметы, на которых специализировались рукодельницы окрестностей Олонца, Заонежья, Поморья, либо распродавались по заказу местных жителей, либо вывозились через скупщиков на внутренние ярмарки, а также за пределы Карелии, даже России (6 — 9).

Но далеко не каждой крестьянке, по разным причинам, было под силу заниматься вышивальными ремеслами и промыслами. Вот почему, несмотря на высокие эстетические достоинства упомянутых изделий, они не дают полного представления о традициях народного вышивания, основу которых составляло крестьянское массовое шитье, кстати, более приверженное к старине, нежели ремесленнопромысловое.
В прошлом трудовая жизнь крестьян с его тяжелыми земледельческими буднями чередовалась с многочисленными календарными и семейными праздниками и обрядами, составлявшими в своей совокупности годовой и жизненный цикл населения. Естественно, что праздничные костюмы, головные уборы, нарядно украшенные яркой, сочной вышивкой, а также интерьеры изб, оформлявшиеся на это время многочисленными вышитыми изделиями, придавали этим событиям особую торжественность, значительность. Без таких украшений не мыслилось ни одно деревенское празднество.

artofgifts.ru

Но особенно большую роль играли вышитые изделия в свадебных обрядах. Здесь они являлись не только элементами декора церемонии бракосочетания, но и вещественными доказательствами умений, трудолюбия невесты. По традиции во время свадебного ритуала молодая одаривала всех присутствующих подарками, среди которых наиболее ценными считались вышитые изделия. Она должна была красочно оформить своими рукоделиями интерьер жениховой избы. Вот почему каждая девушка с юных лет готовила к своей будущей свадьбе многие десятки изделий узорного шитья. Чем больше таких предметов изготовила девица, а их художественные достоинства играли не последнюю роль, тем «славутнее» она считалась.

Особенно усердные девушки вышивали такое количество изделий, что их хватало на всю замужнюю жизнь, да еще доставалось подрастающим дочерям. Так что владение искусством вышивания было не только эстетическим самовыражением. Передаваясь из поколения в поколение, оно было средством трудового воспитания, школой мастерства, определявшего престиж девушки в сельской общине. Но в мировоззрении, а также в традиционном быту крестьян функции вышивки не ограничивались сказанным. По материалам XIX— начала XX века выявляются «осколки» иных форм назначения узорного шитья, особенно полотенец, которые, в частности, играли существенную роль в похоронно-поминальной обрядности, сохранившей, как известно, вплоть до XX века более консервативные черты, чем свадебная обрядность. Существовал, например, обычай опускать в могилу гроб на полотенцах (позже — на фабричных полотнищах). Полотенца (или их заменители — куски ткани) вешали на намогильные кресты, «священные» деревья.

Им придавалось символическое значение и в поминальной обрядности. В случае эпизоотий или болезней вышивки относили в церкви, часовни. Таким образом, в прошлом вышивки имели не только декоративное или обиходное значение. Их назначение в древности было связано и с религиозными представлениями, которые к XIX— началу XX века населением были уже утрачены, но по традиции эти изделия продолжали функционировать в обрядах. Не потому ли в орнаментальных мотивах старинных вышивок встречаются фантастические образы, наполненные сказочно-мифологическим содержанием, значение которого не могли объяснить даже сами вышивальщицы? Малопонятные узоры они перенимали из материнских, бабушкиных изделий, с одной стороны, устойчиво придерживаясь орнаментальных традиций, принятых в данной местности, с другой — внося в каждую вышивку неповторимый индивидуальный почерк. И так из поколения в поколение.  

 


 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Другие новости по теме

 


Комментарии (0)