Жемчужина Карелии. Город Кондопога.

 

Село Кондопога

 | Просмотров: 9 973 |

О современной градостроительной ситуации бывшего села Кондопога
и деградации его исторической среды

И.Р.Кабанова



Село Кондопога
— поселение очень древнее. Оно сложилось в результате слияния нескольких близко расположенных деревень на северо-восточном берегу Кондопожской губы Онежского озера. Для той местности этот куст деревень всегда был густо-населенным, в основном, за счет удобного географического расположения. Впоследствии село стало перевалочной базой при перевозке мрамора из Белой Горы в Петербург. К концу 19 века это был уже довольно крупный волостной центр, в котором было: две церкви с колокольней, две часовни, Два сельских приходских училища {мужское и женское). С прокладкой железной дороги Петербург-Мурманск в 2 км от села появилась и ж/д станция «Кивач».

Уникальность территории, окружающей Кондопогу, состоит в том, что довольно узкий перешеек {2 км) разделяет два озера: Онежское и Нигозеро, перепад уровней которых составляет 33 метра (высота водопада «Кивач» до его взрыва). Ровкручей, который вытекал из болотистых берегов Нигозера и Ровкозера, спускаясь вниз по скалисты склонам, создавал множество «водопадиков». Их местные крестьяне использовали с большой выгодой для устройства водяных мельниц.

Когда начался электрический бум в России, Кондопога была определена как наиболее удачное место для строительства ГЭС. Подготовительные изыскания велись еще до начала первой мировой войны.
Впоследствии, как известно, план ГОЭЛРО «включил» в свой состав дореволюционные разработки и в 1929 году Кондопожская ГЭС была пущена в строй. Рядом с ней стал строиться ЦБК.

Если не учитывать экологию, то для застройки села Кондопоги это было не самое страшное. Главной ошибкой стал выбор территории под массовое жилищное строительство к северу от ГЭС и ЦБК. Тем самым новый город стал развиваться с одной стороны промышленной зоны, а село медленно умирало с другой стороны, отступая под натиском развивающейся промышленности.
Так как город стал расти, то и вся инфраструктура постепенно перешла на его территорию. ЦБК все больше расширялся, а кроме того, возникли рядом с ним и другие предприятия. Последним генпланом (1967 г.), который давно устарел, район деревни Кондопоги принят как неперспективный для жилья и лишь наличие «памятника архитектуры союзного значения» вынудило пойти на компромисс и оставить в неприкосновенности 300 метровую (!) охранную зону вокруг памятника и даже предложить создать там музей. В итоге на сегодняшний день мы имеем довольно неприглядную картину: полностью исчез Северный Конец села Кондопоги, а вместе с ним и Ровкручей (теперь это территория комбината); изменен ландшафт северной береговой линии Онежского озера, территория ЦБК дошла до границы бывшего центра села.

С восточных высот «нависают» над деревней очистные сооружения и птицефабрика. Старое кладбище при церкви уничтожено, разобрана зимняя церковь, исчез исторический выезд из села на Мянсельгскую Дорогу (с нее открывалась удивительная панорама — село как бы плыло в «золотых» полях ржи на фоне Онежского озера). Изменилась и сама трасса деревенской дороги в южной части, т. к. уровень Онеги был поднят на 70 см после строительства новых шлюзов на Мариинской водной системе; построены несоответствующие историческому облику села здания магазина, клуба и 18-квартирных жилых домов. Магазин не отвечает элементарным эстетическим требованиям, кроме того, постановка Клуба и магазина нарушила целостное восприятие церкви с главной Улицы села (средний уровень восприятия). Грубо изменен ландшафт в районе клуба. Берег вокруг церкви захламлен лодочными сараями, чего никогда раньше не было, гибнут от пожаров и запустения последние старые дома в непосредственной близости от церкви. Территория бывшего кладбища постепенно зарастает деревьями, в результате чего изменилось восприятие церкви с микроуровня

В данный момент село стало удобным дачным местом для большинства бывших жителей и отношение к нему соответственно меняется В сторону «места временного пребывания». Для многих людей церковь стала досадным тормозом в вопросах строительства дачных домиков на местах бывших традиционных жилых домов, т. к. все-таки еще сохраняется 300 метровая охранная зона. Дальше запретов дело не идет, а ведь в деревне есть условия для строительства жилья с полным инженерным обеспечением, но это требует составления специальной программы и определенных затрат. Здесь я подхожу к самому больному и главному вопросу — нужна разработка комплексной программы по д. Кондопоге, для этого необходимо:

  • получить статус «исторического поселения» с довольно определенной целью: финансирование проектов И программ по реконструкции д. Кондопоги и Успенской церкви на республиканском, а возможно (лучше) на Российском уровне;
  • разработать комплексный проект реконструкции села и рекультивации окружающей среды с экономическим обоснованием дальнейшего развития села, его инфраструктуры;
  • создание в ближайшее время музея села (выкуп администрацией г. Кондопоги дома № 85, реставрация его в местных традициях гражданской архитектуры);
  • посадка зеленых массивов вдоль границ территории ЦБК и очистных сооружений, приведение в порядок территории хотя бы в 300-метровой охранной зоне; устройство нормального общественного туалета и небольшого кафе для туристов;
  • установить регулярный контроль со стороны специалистов за состоянием церкви и приступить к скорейшей реставрации ее иконостаса


Вышеизложенные проблемы стали уже «кричащими» для нас. Они созрели в результате неразумного отношения к истории своей малой Родины.

Природа сама по себе прекрасна, как и все творение Божие. и лишь человек — венец творения, может оценить эту красоту. Он не останавливается на этом, но наделенный от Бога разумом и Духом человек становится сотворцем этого мира, он ставит «точки» в Книге природы (в противном случае он вырывает целые страницы). В любой стране, в любую эпоху человек, живя среди природы, стремился преобразить ее и всегда искал в ней место, для своего «сокровенного»

На протяжении многих тысячелетий у разных народов это «сокровенное» выражалось по-разному. У христиан оно получило свое истинное значение, т. к Боговоплощением земное соединяется с неземным.

Христианским Храмом Бог через человека завершает Свое творение. Рукотворный, вещественный Храм преображает среду; он концентрирует в себе красоту этого мира и является материальным воплощением радости и любви человека к Богу.

Почему мы удивляемся той разумной и спокойной жизни, которой жили наши предки, их умному ведению хозяйства, умению поддержать и восстанавливать природные утраты. Я думаю, потому что мы в большинстве своем не осознаем себя людьми, не живем, а существуем (банальная фраза, но это так). Нам становится скучно только от одних мыслей, что нало что-то сделать. Такое существование для человека гибельно, он деградирует во всех отношениях. Церковь же открывает Человеку Источник жизни, она будит в нем человека как любимое творение Божие, а от любви нельзя отмахнуться, она задевает даже, когда человек бежит от нее. Наши предки вели жизнь в большинстве своем достойную человека и не могли предать любовь Бога тем, чтобы развалить и уничтожить «хозяйство», которое им дано в вотчину самим Творцом.

Хочется надеяться, что разрешение проблем, которые «нависли» над Древним селом Кондопога, начнется с нашего времени, а уникальный Успенский храм вновь приобретет достойное окружение.


Кабанова И.Р.
О современной градостроительной ситуации бывшего села Кондопога и деградации его исторической среды
// Успенская церковь в Кондопоге: Сб. ст. по мат. конф.
/ Под ред. Л.Н. Большакова. - Кондопога; СПб., 1994 - 1996. - 144 с.: фото  

 


 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Другие новости по теме

 


Комментарии (0)