А.Ю. Жуков (Петрозаводск)
O Спасо-Преображенском Вашеостровском монастыре известно
до обидного мало. Для исследователей Вашеостровская обитель предстает в двух
опубликованных "челобитьях" ее монахов царю конца XVII века по
поводу рыболовных угодий. Более того, иногда обитель путают с Преображенским
Важеозерским монастырем (в Олонецком районе)1. Сам
же Вашеостровский монастырь архивные (неопубликованные) источники зачастую
именовали "Спасским", а не "Спасо-Преображенским". Между
тем, к 1690-м годам он существовал уже целый век. Конечно, монастырь не входил
в число самых известных в Карелии, таких, как Валаамский или Палеостровский,
но занимал подобающее ему место в сердцах верующих Успенской Кондопожской
выставки (нынешнего Кондопожского района). Пример Вашеостровской обители,
однако, рисует и картину противоречивости взаимоотношений крестьянского мира
с монашествующей братией в XVII веке. Автор ставит цель — осветить первый
век истории Спасо-Преображенского Вашеостровского монастыря прежде всего
на архивном материале.
Монастырь не попал на страницы Писцовой книги Заонежских
погостов 1582/83 годов Андрея Плещеева — к тому времени обитель еще не существовала.
Не сообщает о нем и "письмо" государевых дворцовых Заонежских погостов
1584/85 годов Афанасия Жеребятичева, так как он описывал исключительно черносошные
земли, переходившие в ведомство Большого Дворца. Первые сведения о Спасо-Преображенском
Вашеостровском монастыре находим в двух "Книгах письма и меры" 1615/16
— 1618/19 годов. Заонежских погостов князя П.И. Воейкова и дьяка И. Льговского:
в писцовой книге вотчинных и поместных земель, и в писцовой книге дворцовых
погостов. В первой описан сам монастырь а во второй - часть его вотчины 2.
Столь неожиданный способ разграничения материала (обычно вся вотчина "писалась" вместе
с обителью) объясняется непростой историей ее создания. Следующими по времени
были: "Дозор" вотчинных и поместных земель князя М. Д. Львова 1620
года3и "Письмо" 1627/28 — 1628/29 годов,
М. Ф. Панина4, отметившие изменения на Вашеострове.
Переписные книги 1646/47 — 1647/48 годов. И.П. Писемского5,
и 1678 года вотчинных и поместных земель князя И.А. Аничкова6 оставили
последние писцовые сведения oб обители. Наконец, из архивных источников несомненный
интерес представляет "Запись" судебного разбирательства 1680-1690
годов тяжбы Вашеостровского монастыря с крестьянами Кижского погоста из-за
рыболовного промысла на реке Суне7; она объясняет
те непростые взаимоотношения обители с крестьянским миром, которые ярко описаны
в упомянутых выше двух "челобитьях" 1690-х годов. Все вместе, эти
материалы позволяют осветить начальную историю Спасо-Преображен-ского Вашеостровского
монастыря.
Имя и дату основания Вашеостровской
обители донесло до нас "письмо" 1610-х годов. Им был "строитель
Иосаф", который в 1584/85 (7093) год поставил свой монастырь "на
лешем Ваше-озере, на острову на черном лесу", в 7 верстах от шуйской
волости Кондопоги и в 10 — от кижской волости Чоболакши. Сведения
нуждаются в комментарии. Обычно "строителями" именовались экономы
обителей. "Строителями" же часто называли основателей монастырей,
не имевших чина игумена,- по той причине, что такие обители в самое первое
время существования еще не имели официально признанного церковными властями
статуса монастыря, и их основатели еще не были возведены на "игуменство".
Лишь со временем, когда обитель "вставала на ноги", она добивалась
церковного признания полного монастырского статуса и братия могла избирать
игумена. Строитель Иосаф не дождался при жизни такого признания. Тем не менее,
это не помешало Вашеостровскому монастырю в 1590-х годах, получить от государства
в вотчину землю под пашни и сенокосы.
Прежде всего, за монастырем был закреплен "черный лес" на
острове, - то есть государственный лес, подлежащий налогообложению в случае
его использования. Иосаф сам расчистил половину пригодного для подсеки островного
леса, и вспахал на ней пашню (по 5 четей в каждом из трех полей); в 1610-х
годах другая половина еще дожидалась использования. Он же поставил в монастыре
две церкви: главную Бого-лепного Преображения Спасова - деревянную, "клетцки" (состоящую
из конструктивно связанных между собой "клетей"-срубов), с шатровым
верхом, с трапезою и келарской, — и церковь Николая Чудотворца. К 1610-м
годам, "после строителя Иосафа", Свято-Николаевская церковь сгорела,
а о церкви Преображения Спасова писцы отметили, что в ней "Деисус, двери
царские, образа местные и пятницы [трехуровневый иконостас из икон деисусного,
местного и пятничного рядов — А. Ж.], книги, и ризы, и все церковное строение
— строителя Иосафа". Таким образом, Иосаф основал монастырь на свои
средства, а значит, в миру он имел значительный материальный достаток.
Духовные стремления богатого человека, решившего оставить
мир ради устройства в глухом лесу монастыря, подчеркивает и наличие в нем "колокольницы" с
четырьмя колоколами. В то время колокола могли себе позволить только обеспеченные
монастыри, приходские же церкви Карелии обычно обходились "клепалом ("билом")
железным". Такое "клепало" сохранялось и в Спасо-Преображенском
монастыре, видимо, как память о первоначальном быте строящейся обители. Кроме
церкви и колокольни, в ограде обители с двумя святыми воротами стояли: келья
строителя, 11 братских келей и хозяйственные постройки. За оградой располагались "гумно
и житница".
" На черном лесу в Кижском погосте" вашеостровцы имели "пашни
отхожие ... на полянках" по пяти четей, в каждом из трех полей, а на берегу
Ваше-озера сенокос в 5 копен, — и "теми они своими труды сами питаютца",
то есть обрабатывают для своих нужд. Поэтому писцы не обложили налогом эти монастырские
угодья, предоставив решение вопроса Москве: "а вперед — как государь укажет".
Безоброчно пользовались монахи и своим озером, вылавливая в ней мелкую рыбу.
Далее писцовая книга вотчинных и поместных земель 1615/16
— 1618/19 годов записала деревни, принадлежащие Вашеостровскому монастырю
по "государевым грамотам": деревню в Кондопоге Осташки Ондреева
и деревню в Кондопоге Кирши Рудново. Наконец, особо отмечены деревни, которыми
монастырь владеет "без грамот": деревня Глухово и половина деревни
Ивановской Федорова. Таковы данные первого писцового описания Спасо-Преображенского
Вашеостровского монастыря8 . Законность же владения
деревнями писцы рассмотрели в другой части "письма" 1610-х годов
— при описании дворцовых Заонеж-ских погостов.
Писцовое описание 1610-х гг. имело одной из главных целей
проверку всего фонда дворцового, вотчинного и поместного землевладения Заонежской
половины Обонежской пятины Новгородского уезда. Поэтому писцы требовали от
вотчинников предоставить им всю документацию, подтверждающую законность владения.
Вот и вашеостров-ские монахи — "черный поп (священноинок — А. Ж.) Давыд
с братией" — выложили перед писцами свои "грамоты". Первая
— грамота царя Федора Ивановича новгородским воеводам боярину Василию Федоровичу
Скопину-Шуйскому "с товарищи" от 9 июля 1591года. Из грамоты писцы
узнали, что строитель Иосаф с братией били челом царю, что им на церковное
строение — свечи, ладан, просвиры, вино - церковной государевы руги не дают,
а земли у них нет ни одной чети", и просили отписать им "деревню
Кондополью" со всеми ее угодьями. Царь
распорядился: по челобитью отписать монастырю в вотчину "деревню Кондополскую" с
угодьями в 20 четей из фонда дворцовых земель,— вместо царской руги-вспомоществования.
Воеводы послали на место губного старосту Ратая Мусина с подьячими Томилой
Сергеевым и Богданом Исаевым, и сделавшими необходимые дозор и отдел пожалованной
земли, переселив их жителей в другие дворцовые деревни. Затем, 15 марта 1592
года воевода В.Ф. Скопин-Шуйский и дьяк Семейка Емельянов выдали Вашеостровсому
монастырю "ввозную грамоту" на эту вотчину с двумя деревнями в
Кондопоге — Осташки Ондреева и Кирши Рудного. Ив 1615/16 году крестьяне в
них не жили, а "пашут монастырские люди собою", то есть возделывали
деревенские участки сами, без найма со стороны.
Видимо, пожалование не удовлетворило братию. И строитель
Иосаф решился на подлог. Не позже августа 1596 года он вновь бил челом царю
Федору о том, что Ратай Мусин отделил им земель меньше пожалованного, а "дикого
лесу" для подсеки вообще не выделил, и "рыболовные ловли не расписал".
В ответ царь потребовал от воевод и дьяков Новгорода разобраться. Те подняли
документацию и выяснили ложность навета, - о чем и гласила грамота царя от
3 августа 1596 года. Но писцы П.И. Воейков и И. Льговский зафиксировали,
что монастырь все же владеет двумя другими деревнями (см. выше), о которых
шел спор в 1596 году9. Окончательное решение приняли
в Москве.
" Дозор" князя Львова 1620 году, записал за Вашеостровским
монастырем только одну деревню - "в Кондопоге Никоновскую" с четырьмя
крестьянскими дворами, тремя дворами бобылей ("бобыли" - не имевшие
деревенских участков жители) и пустым двором — которую, очевидно, и приписали "проштрафившейся" обители "вместо
денежной и хлебной руги в Кондопожской волости". Заметим, что ценность этого
пожалования для монастыря заключалась в наличии вотчинных крестьян. Тем самым
монастырь заимел хотя и небольшую, но полноценную ; вотчину. "Дозор" 1620
года ценен и тем, что отметил "население" самой обители: "черный
поп" Тихон (уже не Давид), 16 старцев и 20 человек "слуг вкладчиков
бельцов". Последнее особенно примечательно.
Оказывается, монастырь исполнял роль не только волостного "богомолья",
но и "мирского прибежища", где укрылись обездоленные в страшное "разорение" 1610-х
годов окрестные жители; для них обитель стала богадельней. Средством и условием
проживания в ее ограде для "бельцев" (не монахов) являлись вклады
в монастырь своим имуществом и участие в монастырских работах, Видимо, поэтому
к 1620 году Вашеостров обзавелся новыми дворами "конюшенным" и "коров-ницким",
которых еще не имелось в середине 1610-х годах, при "письме" Воейкова
и Льговского. Забота о скоте требовала постоянного внимания, которое и предоставили "бельцы"10.
Меркантилизм
монастырей, усиленно проявлявшийся в XVII веке — тема особая. Здесь
же отметим, что в конце XVI — начале XVII веков стяжательство было скорее
вынужденным явлением. В условиях разрушительного кризиса опричнины и иностранной
интервенции, последствия которой с лихвой испытала и Карелия, монастырям
требовалось одно - выжить. Население разорялось, земли не засевались, а государство
не могло предоставить "подможных средств" из-за собственного полубанкротства.
Недаром при царе Федоре был принят общий порядок обеспечения небольших безвотчинных
обителей: вместо руги они наделялись землей в 20 четей из государственного
фонда для пропитания братии "своими труды". В 1610-е же годы положение
настолько ухудшилось, что властям пришлось провести полную ревизию вотчинной
собственности, в результате которой государству вернулись многие захваченные
вотчинниками земли (так случилось и с Вашеостровским монастырем), и даже
пожалования, не подтвержденные документально из-за потери в лихолетье удостоверяющих
грамот.
Впрочем, земельно-вотчинное положение Вашеостровского монастыря
постепенно улучшалось, "Письмо" 1627-1629 годов М.Ф. Панина отметило
в его вотчине одну деревню Осташки Андреева с четырьмя крестьянскими дворами
(7 семей) и одним монастырским двором "на приезд для рыбной ловли".
Видимо, обитель вернула свою старинную "пустую" деревню и заселила
ее своими людьми"11. В 1646-1648 годах, при
переписи И.П. Писемского, вотчина состояла уже из двух деревень: первой,
где в монастырском дворе проживали 6 "служек", и деревни Кирши
Рудного (следовательно, тоже возвращенной) с 4 дворами крестьян (7 семей)12.
Наибольшее приращение вотчины произошло к 1678 году. Она
включала уже 5 деревень (в Кондопоге Федки Глухова; Кирши Рудного; в Кондопоге
ж Ивашка Федорова; в Кондопоге ж Петрушки Михайлова; и вновь поставленная
деревня на Торп-руью). В них по переписи мужского населения проживало 70
мужчин и 43 мальчика. Как видим, особенного разрастания не наблюдается; в
основном монастырь "отвоевал" у государства лишь то, чем владел
ранее. И сама обитель не увеличила первоначальное число своих церквей: как
и при строителе Иоса-фе, в ограде стояли Спасо-Преображенская и Святониколаевская
церкви (последняя была отстроена заново). 19 старцев занимали келью строителя
и 6 келий братских. Как и прежде, за монастырем находилось 2 скотных двора.
Служек и пришлых людей у обители не имелось, хотя в одном "дворе на
приезд" в Кондопожской волости стояли 2 кельи с пятью "детенышами" -
детьми (может быть, сиротами), жившими при монастыре и на его работах13.
Земельно-вотчинное "строительство" не принесло Вашеостровской
обители особого успеха. Монастырь решил упрочить свое положение разработкой
богатых рыбных ловель на реке Суне, — ценой конфликта с кижанами. Местные
жители, верующие, всегда считали близлежащие монастыри "своим богомольем".
Вместе с тем, когда какая-нибудь обитель покушалась на общинную собственность,
те же крестьяне всякий раз дружно вставали на защиту "своих угодий".
Так произошло, например, с рыбным промыслом на Суне, о чем ярко свидетельствует "Запись" 1689/90
годов судебной тяжбы вашеостровцев с крестьянами Киж-ского погоста.
Дело в том, что в писцовых книгах Никиты Панина 1627-1629 годов сунские рыболовные
угодья были записаны за кижанами; их разрабатывали крестьяне деревень Кижского
погоста на устье Суны (Янишполя и др.). Видимо, вашеостровцы завели на Суне
собственный промысел, который был закреплен за ними в государственной документации.
На этой основе, около 1680 годов строитель Макарий подал на имя царя челобитье,
обвинявшее кижан в использовании "монастырских" рыболовных угодий,
якобы, по всей Суне. Суд происходил в Москве, в Новгородском приказе. "Шуйский
мирской посылыцик Антипка Иванов" на очной ставке сослался на неопровержимые
данные "письма" Н. Панина, — и судьи признали челобитье строителя "ложным",
после чего "строителю велено было отказать от рыбной ловли и от всей
Суны-реки ловель".
Приговор 1680/81 годов не остановил притязаний. В новом челобитье Макарий
настаивал, что кижане именовали их, монастыря, рыболовные промыслы "умышленным
прозванием", то есть теми названиями, которые значились в "письме".
Но разбирательство вновь завершилось в пользу кижан, получивших в 1685/86
и 1686/87 годах две утвердительные государевы грамоты на свои угодья. (При
этом государство "воспользовалось моментом", наложив на сунские
ловли новый налог "сверх прежнего") Наконец, в 1689/90 годах строитель
Макарий подал в Расправную палату челобитье, в которой утаил, что кижане
получили грамоты от царя. На этот раз решение было принято в пользу монастыря, "мимо
писцовых книг". В ответ кижане также подали челобитье против строителя,
который "ложным и составным своим челобитьем их, бедных, вечно до конца
разорил, из государских их жеребьев согнал; и скитаются-де они ныне меж двор" [нищенствуют
- А. Ж.]. На этом "запись" заканчивается14..
На явное нарушение своих прав кижане ответили и по-другому — местью. В 1690
году Макарий подал жалобу о том, что они сожгли и разрушили монастырские
промысловые постройки на Гараке-пороге15. Дорогостоящие судебные разбирательства,
убытки от "насильств" и обвинения в преступлении заставили, однако, обе стороны, заключить соглашение
о совместном использовании промыслов на Суне: во время путины в одну ночь
стали ловить (видимо, лучить) монастырские, в следующую - крестьяне. Об этом
мы узнаем из нового челобитья 1694 года строителя Макария. Соглашение не
устроило всех крестьян. Нарушения его и акты мести продолжались.16 Так, попав
в плен "прелести мира сего", столкнувшись с интересами крестьянского
мира, Вашеостровс-кий монастырь в полной мере изведал и "прелести" судебных
тяжб и конфликтов.
1. См.: Карелия в XVII в.
Сборник документов / Сост. Р.Б. Мюллер, под ред. А.И. Андреева. Петрозаводск,
1948 [Далее - Карелия в XVII в.]. С. 319-320, 348-349, 408 (прим. 109).
2. РГАДА. Ф. 1209. Поместный приказ, вотчинная канцелярия, вотчинный департамент.
On. 1. Д. 8551. Писцовая книга вотчинных и поместных земель; Д. 8551. Писцовая
книга дворцовых погостов.
3. Там же. Кн. 979.
4. Частично опубликовано: ОГВ. 1848. № 1-6.
5. РГАДА. Ф. 1209, On. 1. Кн. 980.
6. Там же. Д. 1137. Ч. 1.
7. Там же, Ф. 196. Рукописное собрание Ф.Ф. Мазурина. Д. 2002. 1 л.
8. Там же. Ф. 1209. On. 1. Д. 8551. Л. 92 об.-94 об.
9. Там же. Д. 8551. Л. 120-121, 136-153 об.
10. Там же. Кн. 979. Л. 163-164.
11. Олонецкие губернские ведомости. 1848. № 3. 20 января.
12. РГАДА. Ф. 1209. On. 1. Кн. 980. Л. 121-121 об.
13. Там же. Д, 1137. Ч. 1.Л. 146-147 об.
14. Там же. Ф. 196. Д. 2002. 1 л.
15. Карелия в XVII в. С. 320-321 (челобитье строителя Макария, не позднее 10
марта 1690г.).
16. Там же. С. 348-349 (челобитье строителя Макария не позднее 10 января 1694
г.).