Жемчужина Карелии. Город Кондопога.


Рейтинг@Mail.ru
Majordomo.ru - надёжный хостинг

 | Просмотров: 11 559 |

Успенская церковь в городе Кондопога



Успенская церковь в городе Кондопога

(Описание памятника. Техническое состояние.
Проблемы дальнейшего сохранения)


автор: Е. В. Вахрамеев

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.


Любое произведение архитектуры, сколь бы значимым оно ни было (посвящено историческому событию, памятному месту, исторической личности и т. д.) всегда связано с ландшафтом или с освоенной заселенной территорией.

История деревни Кондопога прослеживается еще с XVI века. Уже Тогда это был достаточно крупный погост. Территория исконно саамская, затем сюда продвигаются карельские племена, а позднее — здесь проходят русские — новгородцы при освоении ими северного Поморья.

Топоним Кондопога можно расшифровать как залив с берегами, поросшими «кондовым», крепким сосновым лесом, но в этом определении у специалистов нет единого мнения.

Компонентом государственной производственной системы Кондопога (по-видимому, тогда уже определенный агломерат деревень) стала в XVIII веке. Здесь насчитывалось в этот период около 80 дворов. В 1757 г. были открыты богатые месторождения мрамора в Тивдии и на Белой Горе. Поставки с «мраморных ломок» шли, в основном, в Петербург.

Немалую роль в развитии Кондопоги сыграла разработка в ее окрестностях залежей железной руды, поставляемой на Петровские заводы (Петрозаводск, Кончезеро). Таким образом Кондопога и ее население оказались в потоке социально-экономических преобразований, вызванных реформами Петра I.
Вполне естественно, что на таком важном перекрестке, где ясно обозначены государственные интересы, мог возникнуть выдающийся храм, олицетворяющий символ веры и государственности.

Тем не менее архитектура храма восходит к древним традиция русского деревянного зодчества, привнесенным в этот край еще нов
Церковь построена в 1774 году и является своеобразным итого; многовекового развития русского деревянного зодчества, вобрав в себе все лучшее, что было достигнуто многими поколениями мастеров

В образном строе памятника нет ни одной фальшивой ноты.
Во-первых, церковь безошибочно поставлена в окружающем про странстве. Возвышаясь на невысоком полуострове перед фронтом жилой застройки, линейно организованной между Чупа-Губой Онежско озера и невысокой лесистой грядой, она своей подчеркнутой вертикальностью зрительно уравновешивает существующий ландшафт и композиционно определяет центр погоста (см. илл. 1).
Объем храма построен по традиционной двухосной схеме: в направлении «восток-запад» последовательно расположены алтарь, храмово» помещение, трапезная, притвор-сени. Все помещения церкви (кроме притвора) — разноширокие, почти квадратные в плане. Алтарь — четырехстенный, покрытый изящной еле видной «бочкой» и увенчан глав-кой. Трапезная и притвор покрыты двускатной безгвоздевой крышей. Высотный, главный храмовый объем решен как «восьмерик на четвс рике» и увенчан шатровой кровлей и луковичной главой. Даже окш, освещающие солею, расположены традиционно выше, чем соседние окна храма.
Но при традиционности архитектурного решения Успенской церкви в ее облике прослеживается целый ряд новаций, отличающих ее от шатровых храмов — предшественников.
В первую очередь — это боковые крыльца на кронштейнах. Функционально ориентированные на «входную зону территории церкви»; они в композиции памятника создают сбалансированность зрительного восприятия его вертикальной и горизонтальной осей, придают зрительную устойчивость сооружению и, в то же время плоскостями скатов своих крыш подчеркивают устремленность храма вверх. (Подобное решенш* входов — в Петропавловской церкви на Лычном острове (1620 г.) и и Ильинской часовне (позднее — церкви) на о. Суйсарь (XVII в.)).

Необычным является решение восьмерика с промежуточным, находящимся примерно на середине его высоты, уширением — повалом, Применение трех повалов (по верху четверика, промежуточного и по верху восьмерика) переносит «центр тяжести» зрительского восприятия на уровень основания шатра и позволяет создать величественный образ храма, в то же время подчеркивает его устремленность к небу.
Середина восьмерика отмечена фронтонным поясом, что определяет принадлежность Успенской церкви к Прионежской школе культового деревянного зодчества (примеры: Богородицкая ц. в с. Гимрека (1695 г. Никольская церковь в с. Линдозеро (1634 г.), Варваринская церковь и д.Яндомозеро (1650 г.), Покровская церковь на о.Кижи (1764 г.), церковь с. Самино).

Успенская церковь в городе Кондопога

Успенская церковь в городе Кондопога

Успенская церковь в городе Кондопога



Пропорциональный строй Успенской церкви также отличен от других шатровых храмов. Если в часовнях и в других храмах (пример Успенский собор в Кеми (1711-17 гг.), Преображенская церковь в Кижах (1714 г.) и др.). Соотношение высотных размеров строится на проч порциональном числовом ряде 1, у/2, уД,... что соответствует размера стороны квадрата, его диагонали и диагонали куба и эти же соотноил! ния входят в систему древнерусских мер Длины, являясь инструментом для построения архитектурной формы зодчим, то в Успенской церкии преобладают простые кратные отношения. Так высота четверика храма равна удвоенной его ширине; высота от окладного венца до верха глаин (основание креста соответствует удвоенной высоте сруба от окладною венца до середины восьмерика.
При этом в прорисовке архитектурных форм нет сухих прямых ли! ний. Даже грани шатра имеют слегка криволинейное очертание — ли тазис, создаваемый за счет устройства кровли «в юбку» — положении рядов теса друг на друга.
Памятник обследовался за многие десятилетия различными высоки квалифицированными специалистами, в научном обиходе имеется мни жество исследовательских публикаций. Тем не менее он и сейчас таи I и себе немало неразрешенных загадок, следов утраченных конструкций,] определяющих его строительную историю и более ранний архитектурный облик.
Ценность его, как исторического документа, заключается в том, что он не подергался значительным перестройкам и ремонтам: оконные и лигцныг обрамления сохранились в своем первоначальном виде; степи иг г,ы/|ц обшиты тесом; не изменялось завершение церкви.
Но в срубе наблюдается ряд следов от смежных конструкций, предположительно, отмечающих изменение авторского замысла в процессе строительства храма. Это — диагональное бревно, связывающее во-| точную и южную стены алтаря в уровне окладного венца. Вероятно, первоначально алтарь мыслился пятистенным, но, почувствовав дробность вертикалей, создатели храма решили срубить его четырехстенным с целью придания зрительной стабильности главному высотному Объему церкви.
Кроме следов утраченных или измененных в процессе строительства элементов памятника, необходимо отметить еще несколько его архитектурно-конструкционных особенностей.
Во-первых, — это тройное покрытие храмового помещения, состоящее из тяблового потолка-Мсба с иконами конца XVIII — начала XIX вв., страховочной тесо-ном кровли, опирающейся на два лотка-потока, отводящих попадающую воду за пределы западной стены, на кровлю трапезной, чердачно-|о настила, собранного из толстых досок. Во-вторых, — две взаимно-Перпендикулярные бревенчатые рамы, установленные в восьмерике и, по замыслу строителей, придающие ему дополнительную жесткость. Подобный прием не встречается в других шатровых церквях Карелии. (Рис. 3). Следует отметить также высокое качество отделки конструкций: поверхности стен, балок, столбов, полов, потолков и т.п., которое
подчеркивает чистоту образного строя памятника.

В практике современной реставрации применяются три основных метода: консервация, фрагментарная реставрация, целостная реставрация, регламентируемые итоговым документом совещания специалиста по охране и реставрации памятников истории и культуры, проходивш» го в Венеции в 1964 г., так называемой «Венецианской хартией».

Учитывая высокую архитектурно-художественную значимость Успенской церкви, а также недостаточную изученность ее истории представляется единственно допустимым по отношению к ней метод фрагмен1 тарной реставрации, который заключается в укреплении несущих конструкций и частичном (максимальном историческом обосновании) восстановлении утраченных элементов.
Блестящим примером такой реставрации могут служит работы, проведенные по проекту и под руководством А.В.Ополовникова в 50-60-г гг; нашего века, когда были восстановлены разрушенные крыльца, кровли лемеховое покрытие глав, фронтонный пояс восьмерика, ряд декоративных элементов. При этом не домысливались и не воссоздавались ив аналогам утраченные детали: кокошники, нижний фронтонный пояс] звонница над сенями и др. В целом, после реставрации у памятник был сохранен эстетически полноценный облик, аутентичный его последнему строительному периоду (илл. 1).
Но памятник сложен из уязвимого органического материала — дерева, долговечность которого обуславливается не только собственными физико-механическими качествами, но и внешними воздействиями, в том числе атмосферными, гидрогеологическими, антропогенными и пр.

Каноническая ориентация церкви по странам света создает разный биологический микроклимат на северных и южных ее стенах, что при водит к различной степени их разрушения: интенсивнее разрушает северная стена.
Доминирующие ветра в этом районе — юго-западные, тоже способствуют перегрузке северной стены. Эти два основных фактора привели к крену храмового объема в северную сторону (рис.З).

Более нагруженная храмовая стопа получила со временем большую осадку, чем трапезная и алтарь, что привело к наклону их срубов (1 ответственно в восточном и западном направлениях.

Наблюдаются локальные деформации выпучивания участков северной стены храма в уровне окон и верха четверика. Последняя стимулируется наклоном восьмерика и сдвигом внутренней рамы под воздействием ветровой нагрузки и осадки стены (рис.З)
подвергалась регулировке, как не подвергалась инженерному наблюдению и сама церковь.

В настоящее время Успенская церковь обретает свой первоначальный статус центра духовности, истории и культуры. В отличие от предыдущего ее назначения как «объекта для туристского показа» возвращенные ей функции предполагают игровые автоматы новые программы сохранения этого памятника.
В первую очередь — это создание общественного пиетета по отношению к Успенской церкви, а вместе с ней и к другим памятникам деревянного зодчества.
Создание временного творческого коллектива специалистов по сохранению церкви.
Организация сбора средств на сохранение и очередной ремонт церкви.

Установление постоянного инженерного наблюдения за деформациями и техническим состоянием памятника должно проводиться регулярно, минимум 6 раз в год с применением специальной аппаратуры

Из первоочередных ремонтных работ:
1. Устранение протечек кровель, заноса влаги на углы сруба, снега
через оконные и дверные проемы.
2. Регулировка и защита от коррозии существующей ДКС.
3. Регулярное проветривание церкви с учетом сезонного колебании
влажности воздуха.
4. Профилактическая обработка пораженных гнилью участков конструкций антисептиками.
5. Укрепление ступеней крылец.
6. Профилактическое укрепление иконостаса.
7. Регулярная проверка (не реже 2-х раз в год) дееспособности молниезащиты.
8. Организация первичной системы противопожарной защиты памятника.

На дальнейшую перспективу — анализ выполняемых исследовательских работ и выработка комплексного проекта реставрации, обязательно включающего в себя разделы модификации древесины и инженерного укрепления конструкций.
Сохранение памятников архитектуры — это не раз и навсегда выполненная реставрация, а каждодневный уход, периодический ремот, постоянное внимание, участие в его жизни.


Литература
1. Очерки истории Карелии, т. I, Госиздат КАССР. Петрозаводск. 1957.
2. Вахрамеев Е. В, Новые исследования Варваримской церкви в д. Яндо-мозеро Карельской АССР. Проблемы исследования, реставрации и .использование архитектурного наследия русского севера (Межвузовский сборник). Петрозаводск, 1988, С. 81-84.
3. Высолов В. П., Удралова Н. В. В край белых ночей. М., Профизадт., 1986. С. 299-304.
4. Гуляев В. Ф. Успенская церковь в Кондопоге. Карельский областной Совет по туризму и экскурсиям. Карельское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Карелия. 1987.
5. Керт Г., Мамонтова Н. Загадки карельской топонимики. Карелия. Петрозаводск. 1976. С. 55-60.
6. Крохин В. А. Системы построения формы в древнерусском деревянном зодчестве XVI—XVIII веков / / Сб.Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. Выпуск IV. Минкультуры РСФСР, НИИ культуры. М., 1976. С. 236-238.
7. Михайловский Е. В. Реставрация памятников архитектуры. Сб. Восстановление памятников культуры. М. Искусство. 1981. С. 16-40.
8. Ополовников А. В. Реставрация памятников народного зодчества. М., Стройиздат. 1974. С. 293; 316-319; 327; 336-338.
9. Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., Искусство. 1986. С. 13-24.
10. Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии. Л., Стройиздат. 1972. С. 24-92.
11. Орфинский В. П. В мире сказочной реальности. Карелия. Петрозаводск. 1972.
12. Рзянин М. И. Русская архитектура. Изд-во академии архитектуры. М., 1947. С. 81. Рис. 42.  

 


 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Другие новости по теме

    Template not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tpl

 


Комментарии (3)

  • AGS

  • 17 июня 2012 06:33
  • Группа: Журналисты
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: 12.02.2012
  • Комментариев: 28
  • Публикаций: 0
^
Предлагаю пункт "8" поставить на первое место, чтобы было что восстанавливать, ЕСЛИ планируются какие-то серьёзные Э/потребители кроме освещения(!!!) - из опыта на все непредвиденные случаи.
Не зная деталей и тонкостей древнего зодчества тем не менее предлагаю исследовать возможность использования храма в старину КАК своеобразного маяка - пройдите с моря в залив и определите расстояния и места с которых его хорошо видно. Может ЭТО определило и высоту(когда-то) куполов.
  • ges

  • 18 июня 2012 14:47
  • Группа: Посетители
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: 14.08.2008
  • Комментариев: 2
  • Публикаций: 5
^
Церковь-маяк. Это вполне возможно. Практически все церкви которые видел на Онего или других больших озерах очень хорошо видны с акватории. Промахнуться в берег трудно.
  • 27

  • 18 июня 2012 20:32
  • Группа: Главные редакторы
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: 10.04.2008
  • Комментариев: 37
  • Публикаций: 1 096
^
Нужно еще отметить, что на мысу был целый ансамбль церквей. Церковь и сейчас хорошо видна с трассы (КОЗ) Попробую спросить у яхтсменов, насколько важны такие ориентиры в судоходстве. Есть идея, что в случае покраски в белый цвет действительно ооооочень далеко видно было бы это здание с озера

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.