Жемчужина Карелии. Город Кондопога.

 

Исторические сведения о Петрозаводском уезде Кондопожского погоста

 | Просмотров: 10 985 |

Исторические сведения о Петрозаводском уезде Кондопожского погоста


1. Древность места. Приход сей устроился неизвестно когда ибо письменных сведений при церкви никаких не имеется. Но в каком виде место сие было до того времени, куда оно принадлежало и как началось жительство, о том как из верховых жителей, равно и прочих селений крестьян знать не могут. В особенности монастыря и пустыни до устройства церкви никакого не было.

2. Священные здания:
а) Церковь одна, деревянная, холодная, во имя Успения Пресвятыя Богородицы. В длину с алтарем и папертию1 9 сажен 2 с четвертью аршина2 в длину. Алтарь 2 сажени три четверти аршина. Внутренность церкви 3 сажени. Паперть 3 сажени 2 с половиною аршина, Шатрова3, о двух главах, продолговата.
б) Церковь строена 1774 года тщанием прихожан, но сколько стоит здание и какими работано мастерами, о том неизвестно.
Колокольня деревянная, строена 1829, 1830 и 1831 года тщанием прихожан, здание стоит 2500 рублей, работано мастером Повенецкого уезда Пудожгорского погоста крестьянином Василием Акиловым.

3. Священные вещи:
1) Царские двери4 резные, иконостас резной, вызолочен. Икон местных разныя величины 69. Сверх сего небеса5 на 16 досках. Все сие писано древним греческим письмом. Пред местными иконами лампад местных разные величины и веса 15, на средине люстра медная.
2) Особенных святынь, как то святых мощей, не имеется.
3) Священные сосуды трои оловянные, из оных двои упраздненной Вашеостровской пустыни6, состоящей в сем приходе на озере Вашезере от деревни Новинки в 2-х верстах. Сверх сего замечательно потир1 деревянный, точеный, Сунорецкой пустыни, состоящий в сем приходе на острове реки Суны.
Напрестольные святые вещи: животворящих крестов9 два: первый серебряный, непробного серебра 62 золотника™ , второй медный.
Евангелий два, с медными евангелистами, дарохранительница11 оловянная, хоругви две.
4) Ризи разных материй семеры, из оных замечательны камки14 зеленой, оплечье15 бархату разноцветного по N 119, твердые, пожертвованы Соловецкого монастыря архимандритом Макарием в 1824 г. Подризников два, эпитрахилей 8 поясов 3, поручей 1 пар, воздухов 6, стихарей 9, орарей 816.
5) Книг церковных круг имеется весь полный. Сверх сего упраздненной Вашеостровской книги Апостол 1686 г., Псалтырь следованная, вторыя малыя, Шестодпев, второй таковый же, напечатаны 1688 г. Триодь постная, Триодь цветная,' Минея праздничная, Служебник, Ирмолой11 за ветхостию к употреблению неспособны.
6) Особенных достопримечательностей никаких не имеется.
7) Колоколов медных пять: первый 12 пудп , второй 8 пуд, третий 3 пуда 3 фунта19 с четвертью, четвертый 1 пуд с полуфунтом, пятый 1 пуд.

4. Приходские праздники.
1) В сей церкви в течение года собранье прихожан бывает шесть раз:
а) Генваря 6, в день Богоявления Господня;
б) в день Святой Пасхи;
в) в Святую Пятидесятницу;
г) августа 15, в день Успения Пресвятыя Богородицы.
2) Вышепрописанные праздника установлены по общенародному к церкви Божией усердию.
3) Особенных обычаев во время празднования никаких не имеется, кроме торговли сентября 8 в устроенных при церквях лавках.
4) Крестных ходов бывает четыре, а именно: генваря 6 дня и августа * на Онежский залив для освящения воды, в день Святые Пасхи вокруг церкви и в День Духа Святого, то есть на второй день пятидесятницы, ко кресту, отстоящему от церкви в 80 сажен, для освящения воды.

5. а) Священнослужителей по штату положено: священник, диакон, дьячек и пономарь. Прежде, до 1818 г., диакона не было, перемен в рассуждении содержания в получении руги никаких не было, кроме того, что прибавлено на дьякона десять фунтов ржи с 15 до 60 лет с каждой души.

6. Прихожане. Прихожан по росписям с малолетами мужеска пола 614 душ, женска пола 651 душа. Селений в приходе 17. Отдаленнейшие Тавой-гора в 20 верстах, Вороново в 15 верстах,
Голышева Новинка, Нигостров, Торпручей в 10 верстах, прочие от 1 и до 7 верст. Перемен между ними никаких не бывало, крепостными никакому господину и монастырю не принадлежали.

7. Достопримечательностей, кроме священных, как-то памятников исторических событий, древних вещей никаких не имелось и не имеется, кроме явления природы - разработки аспида20 в расстоянии от церкви в 6 верстах, при озере Нигозерском.
Часовен в сем приходе состоит семь:
1) Первая, часовня деревянная, без колокольни, твердая, во имя преподобного Варлаама Хутынского, состоящая при деревне Виданской Нишки на острове реки Суны. На сем острове прежде была пустыня, именуемая Троицкая Сунарецкая, но к какому монастырю принадлежала и как началось жительство, о том знать не можно. Часовня сия выстроена неизвестно когда и кем, на какую сумму и по какому случаю. В ней часовенной утвари: крест благословляющий, деревянный, иконостаса не имеется. Икон местных 10, писаны греческим письмом. Лампад местных трое, пелен разных материй 3. В сей часовне достопримечательные почитаются от простолюдинов в правой стороне род раки, ящик деревянный во имя Авраама Пустынного, обложен одеждою, римечательностей никаких нет.
2) Часовня деревянная с таковою же колокольнею, во имя неликомученика Дмитрия Солунского, состоящая при деревне Воронова, но в каком виде, месте и было до того времени, куда оно принадлежало и как началось жительство, о том неизвестно. Часовня сия неизвестно когда и кем, на какую сумму и по какому случаю построена. В ней часовенной утвари крест благослов-шющий деревянный, иконостаса не имеется. Икон местных 15, писаны греческим письмом, сверх сего состоящие особо по рос-инске при иконы Троицкой Сунарецкой упраздненной пустыни: первая, Живоначальныя Троицы, вторая, Николая Чудотворца, ||>етья, Великомученика Георгия. Лампад медных одна, колоко-|пн медных два, первый 1 пуд 10 фунтов, второй 20 фунтов. Достопримечательностей при сей часовне нет. 3) Часовня деревянная с таковою же колокольнею, твердая, И" имя Великомученика Георгия, состоящая при деревне Голы-|н пой Новинке, но в каком виде место ей было до того времени, ¦У'i.i оно принадлежало и как началось жительство о том неизве-||но Часовня сия выстроена неизвестно когда и кем, на какую мму и по какому случаю. В ней часовеной утвари: иконостас
резной вызолочен, икон местных 14, без иконостаса 16, писаны все сии древним греческим письмом, лампад медных 4, колоколов медных трое, первый три пуда, второй один пуд, третий 13 фунтов, достопримечательностей никаких нет.
4) Часовня деревянная, с таковою же колокольнею, твердая, во имя Николая Чудотворца, состоящая при деревне Новинки Торп-ручья, но в каком виде место сие было до того времени, куда оно принадлежало и как начиналось жительство, о том знать не можно. Часовня сия неизвестно когда и кем, на какую сумму и по какому случаю выстроена. В ней часовенной утвари: иконостас резной, вызолочен, икон местных 17, писаны греческим письмом, лампад медных 6, колоколов медных 4: первый весом 8 пудов
15 фунтов, второй 5 пудов 2 фунта, третий 2 пуда, четвертый
13 фунтов. Достопримечательностей нет.
5) Часовня деревянная с таковою же колокольнею, твердая, во имя пророка Божия Илии, состоящая при деревне Тавой-горы, но в каком виде место сие было до того времени, куда оно принадлежало и как началось жительство, о том знать не можно. Часовня же сия когда и кем , на какую сумму и по какому случаю выстроена неизвестно. В ней часовенной утвари: иконостас резной, вызолочен, икон местных разной величины 32, писаны древним греческим письмом. Лампад медных 4, колоколов медных 3: первый три пуда, второй 18 фунтов, третий 16 фунтов. Достоза-мечательностей никаких нет.
6) Часовня деревянная с таковою же колокольнею во имя Архангела Михаила, состоящая при деревне Нигострова, но в каком виде место сие было до того времени, куда оно принадлежало, знать нельзя. Часовня же сия когда и как, по какому случаю и на какую сумму выстроена, о том неизвестно. В ней часовенной утвари: иконостас резной, вызолочен, икон местных 23, писаны древним греческим письмом. Лампада медная одна. Колоколов медных три: первый один пуд, второй 15 фунтов, третий 4 фунта. Достопримечательностей никаких нет.
7) Часовня деревянная с колокольней, твердая, во имя Скорбящей Божией матери, состоящая при деревне Задов. Она выстроена около 40 лет, но по какому случаю неизвестно. В ней часовенной утвари: иконостаса нет, икон местных разной величины 9, писаны греческим письмом, лампада медная одна, колоколов один медный 10 фунтов. Достозамечательностей никаких нет.


О больших крестах, стоящих при селениях и дорогах на росстанях



1. При погосте неподалеку от церкви поставлен 1795 г. сентября 24, неизвестно кем. При сем кресте бывает водоосвящение с полным креста ходом в день сошествия Святого духа.
2. Против дома дьякона Ивана Стефанова Соколина, поставлен 1776 г., августа 27 дня, умершими крестьянами Кондопожской волости Михеем Никифоровым и Василием Петровым.
3. На почтовом тракте от погоста в четверть версты к Ли-жемскому погосту, поставлен неизвестно когда и кем.
4. На том же тракте к Шуйскому погосту в две с половиной версты поставлен 1776 г. умершими крестьянами Михеем Никифоровым и Василием Петровым.
5. При деревне Верхинской (?), на дороге, ведущей к Горскому погосту, поставлен неизвестно когда и кем.
6. На той же дороге, при береге озера Вашезера, поставлен неизвестно когда и кем.
7. Неподалеку от деревни Воронова, на дороге, ведущей к Кончезерскому заводу. При сем кресте бывает празднество св. Иоанна Богослова, установлено крестьянином той деревни Михеем Петровым Мячкиным по случаю скотского падежа.
Особо достозамечательностей при вышеписанных крестах не имеется. Но по какому случаю, то есть по обещанию или по обыкновению оные кресты поставлены, о том знать не можно.

Священник Григорий Дворецкий




Примечания

1. Алтарь - помещение в храме, обладающее в понимании православных особой святостью, доступ в алтарь мирян, особенно женщин, строю ограничен;паперть- высокое крыльцо перед западными входными дверями в храм.
2. Сажень - старинная русская мера длины, равная 3 аршинам или 2.13 метра;
аршин - старинная русская мера длины, равная 0,71 метра
3. Шатровая церковь - применявшаяся в русском деревянном зодчестве планировка церквей, при которой здание церкви завершалось 4-гранной или многогранной пирамидой из бревен путем напуска венцов с изменяющимися длинами сторон, обычно увенчивалась главой.
4. Царские двери или царские врата - двустворчатые, особым образом украшенные двери в центральной части иконостаса, отделяющие алтарь от основного помещения церкви, часто были главным украшением храма.
5. Небеса или небо - внутренняя поверхность церковного купи ча, потолок в средней части церкви, где обычно помещался обра) Хриснш-Вседержа-теля.
6. Вашеостровская пустынь - небольшой православный монастырь, возник в 1584-1585 году на острове Вашезера недалеко от деревни Новинка, закрыт после секуляризационной реформы Екатерины 11 1764 года. Некоторые исследователи путают его с Важеозерским монастырем Подробнее см.: Жуков А.Ю. Неизвестная обитель: Спасо-Преображенский Вашеостровский монастырь //Кондопожский край в истории Карелии и России. Петрозаводск, Кондопога, 2000. С.63-69.
7. Потир - чаша, из которой происходит причастие у православных
8. Сунарецкая пустынь - небольшой православный монастырь, возник в середине XVII века па реке Супа, недалеко от деревни Вороново, закрыт после секуляризационной реформы Екатерины II 1764 года. Подробнее см.: Пашков A.M. Троицкая Сунорецкая пустынь в истории России // Кондопожский край в истории Карелии и России. Петрозаводск, Кондопога, 2000. С. 77-89.
9. Напрестольные святые вещи - священные предметы, находящиеся на престоле - особым образом построенном и освященном четырехугольном столе, облаченном тройными священными одеждами (покровами) и находящемся в центре алтаря. В их число входят антиминс, Евангелие, напрестольные крест и дарохранительница, животворящий крест - находящийся на престоле крест, имеющий по представлениям православных является оживляющим, восстанавливающим жизнь, дающим силу, здоровье и бодрость.
10. Золотник - старинная русская мера веса, равная 4,27 грамма.
11. Дарохранительница - см. прим. 9.
12. Хоругвь - священное церковное знамя, употребляемое, главным образом, в церковных торжествах, например, на крестных ходах их носят как знак победы торжествующей Церкви.
13. Ризы - церковно-славянское название одежд, в которые священнослужители и некоторые церковиослуэ/сители одеваются во время богослужений.
14. Камка - шелковая китайская ткань с разводами.
15. Оплечье - часть одежды, покрывающая плечо.
16. Подризники - нижняя одежда священников и архиреев, обыкновенно делается из ткани светлого цвета; эпатрахиль (епитрахиль) - одно из облачений священника, надеваемое на шею под ризою; пояс - часть священнического и архирейского богослужебного облачения, стягивающая подризник;
поручи - короткие рукава в облачении священнослужителей, нарукавники; воздуха - особые покровы, которыми покрываются дискос (небольшой величины блюдо для просфоры) и чаша для причастия, названы так потому, что во время чтения Символа веры священник веет ими и колеблет воздух;
стихарь - священническая одежда, прямая и длинная, с широкими рукавами;
орарь - принадлежность облачения иподиакона, диакона и архидиакона, род длинной ленты, которую носят через плечо.
17. Апостол - богослужебная книга греко-российской церкви, содержащая в себе послания и деяния апостолов и предназначенная для чтения в церкви при богослужении;
Псалтырь или книга псалмов - библейская книга Ветхого завета, автором которой счиатется Давид;
Шестоднев или "Беседы на Шестодне"- произведение философско-бо-гословского характера, объясняющее основы мироздания с точки зрения христианского учения и состоявшее из шести отдельных трактатов по числу шести дней сотворения мира;
Триодь (трипеенцы) - две богослуэ/себпые книги, в которых излагаются наследования с изменяемыми молитвословиями для богослужения подвижных дней годичного круга;
Триодь постная - содержит в себе изменяемые молитвословия покаянного содержания для дней приготовительных к посту Св. Четередесят-ницы и для дней самого поста Четередесятницы;
Триодь цветная содержит в себе последования для дней Пятидесятницы и седмицы Пятидесятницы, когда начинается цветение и явялющееся символом красоты и расцвета;
Минея - название нескольких богослужебных книг православной церкви; Минея праздничная или общая содержит в себе богослужения, общие целым категориям праздников, в бедных церквях, где служба бывает лишь в праздники, Минея общая заменяет прочие богослужебные книги; Служебник - название употребляемой в православной церкви книги, содержащей в себе главные церковные службы - литургии; Ирмолой (Ирмологий) - богослужебная книга православной церкви, содержащая в себе те молитвы, которые назначаются для пения (а не для чтения) при богослужении.
18. Пуд - старинная русская мера веса, равная 40 фунтам или 16,38 кг.
19. Фунт - старинная русская мера веса, равная 409,5 грамма.
20. Аспид - старинное название серо-черного сланца.

 
Template not found: /templates/Default/splitnewsnavigation.tpl

 


 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Другие новости по теме

 


Комментарии (0)